Эксклюзив для народа

  • 11.01.2013
  • Татьяна Крикункова

Эксклюзив для народа

Где искать новости? Как с ними работать? Как их упаковать, подать и продать? На эти и многие другие вопросы смогли найти ответы тульские и областные журналисты, посетившие мастер-класс, который давали 11 января в Тульском государственном университете специальные корреспонденты регионального отдела «Комсомольской правды» Антон Арасланов и Валентин Кулябцев.

ВХОД РАВНОСИЛЕН УХОДУ

Безусловно, огромное количество новостей можно найти в Интернете. Однако, по мнению выступавших, с одной стороны, это облегчает жизнь, а с другой, чревато опасностью ухода от поиска. Кроме того, если новость найдена в Интернете, то это уже не эксклюзив, поскольку скорость потери эксклюзивности у новости довольно высока — сорок секунд после того, как произошло событие.

Так где же ещё следует поискать новости?.. Например, в музеях, библиотеках, местах, на первый взгляд кажущихся статичными. Можно сделать интересный материал об экспонате, раритетной книге, правильно его упаковать и преподнести читателям как эксклюзив.

ВТОРЫМ БЫТЬ ВЫГОДНО

Если какую-нибудь новость нашёл ваш конкурент, то не отчаивайтесь! Вы окажетесь в более выгодном положении, если представите вниманию широкой аудитории историю развития этой новости. Случай из жизни: СМИ опубликовали новость об одном шведе, который месяц провёл в заваленном снеге автомобиле и... выжил! Вот это новость, скажете вы. А вот федеральный отдел «Комсомольской правды» придумал для новости новую упаковку «Сколько протянет человек в засыпанной снегом машине?» В роли испытуемого выступал журналист «КП». Естественно, что рядом с автомобилем дежурили врачи и представители МЧС. Когда уже журналисту стало совсем невмоготу, он был благополучно освобождён из своего снежного плена. Эксперимент показал, что выжить в подобных условиях в течение месяца невозможно. Появилась другая новость, не менее интересная.

Существует ещё один способ превратить вторую позицию в первую — обратить федеральный информационный шум в региональный. Так, например, достоянием общественности стал случай похищения ребёнка из детского сада города Перми. Новость облетела всю страну. И тогда журналистка «КП» в Кировской области попыталась «похитить» из детского сада ребёнка своей сотрудницы. И ей это удалось! Сразу же оговоримся, что ребёнок и его мать были в курсе дела. Журналистка написала статью об этом, а расследования других её коллег показали, что из некоторых детских садов Кировской области можно запросто увести чужого ребёнка. Федеральный информационный шум перетёк в русло регионального. Как результат — широкий резонанс общественности Кировской области. Цель достигнута! Но здесь ни в коем случае нельзя забывать о гуманистической составляющей, то есть эксперимент должен проводиться не ради эксперимента, а ради того, чтобы вскрыть социальную проблему. Через два месяца журналисты посетили детские сады — в каждом из них им пришлось столкнуться с беспристрастным охранником. Руководство дошкольных учреждений приняло соответствующие меры!

И СМЕХ, И СЛЁЗЫ, И ЛЮБОВЬ...

Прежде чем преподнести новость, журналист должен задать себе такой вопрос: «А зачем это нужно нашему читателю?» Исходя из этого, следует запомнить 5 «С», которые определяют интерес к новости. Это — сенсация, скандал, смех, слёзы и секс. Но секс не только в упрощённом физиологическом понимании, а в более глубоком смысле, как интимная сторона семейных отношений, как продолжение духовной близости.

ЧТО ДЕЛАЕТ НОВОСТЬ НОВОСТЬЮ?

Делают её таковой новизна, актуальность, эмоциональность, конфликт (нет конфликта — нет сюжета), последствия, наличие ньюсмейкера и интерес. Журналист должен мысленно представить себе, что читатель от его новости обалдеет. На этой волне и работать. Что же касается ньюсмейкера, то здесь должна быть изюминка. Например, информация о том, что губернатор издал закон, ожидаемая. А вот то, что он получил права на вождения грузовика, неожиданная. Возникает интерес.

СИЛА В ПРОСТОТЕ

Новость надо уметь разыграть. И помогают в этом случае простые вопросы. Пример: четверо рыбаков четыре месяца блуждали в тайге. Некоторые СМИ преподнесли эту новость в виде факта. А следовало задать самые что ни на есть простые вопросы: а чем питались эти рыбаки?, как они грелись?, где устраивали ночлег?, где добывали воду?, какие расстояния преодолевали за день?.. Благодаря же СМИ, задававшим простые вопросы, удалось узнать, что же на самом деле произошло. А произошло страшное: одного из своих друзей рыбаки съели, а их «блуждания» были связаны с отмыванием золота. История вышла из шаблона, стала правдивой и эксклюзивной.

Или история с барнаульским инвалидом, которому никто не помог на остановке. Человек замёрз и скончался. Журналисты стали задавать очевидцам простые вопросы, из чего стало ясно, что инвалида искала полиция, что он вовсе не ребёнок, а тридцатилетний мужчина, которого на остановке никто не принял за человека с ограниченными возможностями. Новость получила продолжение и превратилась в другую историю. И, безусловно, нашла отклик. Остро встал другой вопрос: а единичный ли это случай в нашей жизни?

КАК ПИСАТЬ?

На этот вопрос, как подчеркнули Антон и Валентин, помогает ответить военный обозреватель федерального отдела «Комсомольской правды» Виктор Боровец. Советов у него десять.

1). Работайте с удовольствием!

2). Удивляйтесь! Тот, кто не умеет удивляться, не сможет удивить других.

3). Лучше не шутить, чем шутить плохо! За банальным скалозубством прячется дефицит мысли.

4). Вырабатывайте своё видение!

5). Не редактируйте речь героев! Их сочные высказывания могут стать крылатыми выражениями.

6) Вы — дилетант! Журналист — не физик-ядерщик, не хирург, не инженер-конструктор. Он не знает тонкостей ремесла того, у кого берёт интервью. И стесняться этого не надо! Наоборот, нужно как можно больше задавать вопросов респонденту, ведь людям приятно, когда им дают показать, что они в чём-то разбираются лучше вас. К тому же и материал будет интереснее. Но, всё равно, готовиться к интервью нужно!

7). Упаковывайте свои заметки! Иными словами, грамотно их преподносите!

8). Старайтесь «умыть» всех! Это вопрос профессиональной амбиции.

9). Будьте всегда с народом! Несите правду людям, чувствуйте, что им нужно!

10). Отставая, опережайте! Об этом говорилось выше.

УПАКОВКА — ДЕЛО ТОНКОЕ!

Однажды Омская редакция «КП» представила новость о том, что в городе идёт чёрный снег. Но как упаковала её! Сопроводила ссылками на законы о выбросах, цифрами, отражающими химический состав выбросов, привела мнения экспертов. Банально, просто, но лучше всех!

Новость — это не только текст и фотография! Новость должна сопровождаться инфографикой. Это цепляет! Например, «В Охотском море пропал сухогруз с золотой рудой...», а рядом с текстом — карта.

А ЕСЛИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАТИШЬЕ?

Если на информационном море штиль, то волны можно нагнать такими методами:

1). Испытано на себе или оказался в чужой шкуре. А пойду-ка я, журналист, поработаю дворником. Так сказать, жизнь персонажа на себя примерю. И задам ему вопросы, которые бы ему задал читатель. Плюс талант рассказчика.

2). Рейтинги и сравнения. Например, на что хватает средней заработной платы в городах России.

3). Календарные даты. Например, день рождения ГИБДД. А кто у них там, в ГИБДД, самый многодетный, самый дорогостоящий, самая длинноногая?.. Как работают, чем занимаются в свободное время эти люди? Вот и получились биографии самых ярких представителей ГИБДД.

4). Отслеживание героев прошлых публикаций.

5). Полезные публикации: «Где выгодно купить?», «Как выгодно продать?» и так далее.

6). А что, если и у нас. В Крымске был потоп, а если у нас то же самое произойдёт. Анализ ситуации и мнения специалистов.

ВСЕМУ ГОЛОВА!

Участников мастер-класса Антон и Валентин познакомили со способами «изготовления» броского заголовка. Предложены они московским редактором «КП» Алексеем Семенцовым.

1). Изменение словесного штампа. «Этот Билан похож на обман». Когда одному человеку достался старый телефонный номер Димы Билана.

2). Продолжение словесного штампа. «Могучий Олег головою поник. Не может за границу поехать должник».

3). Многозначность слова. «Вы всё пели. Это дело. Уголовное».

4). Неологизмы. «ФАТАльное невезение». Ну, не повезло невесте с женихом!

5). Рифма. Пользоваться надо осторожно! «Попытка — не плитка».

6). Интрига. Но в лиде её нужно обязательно раскрыть!

7). Яркая цитата.

8). Метафора.

9). Заголовок на основе представленной фотографии.

Пишите с удовольствием!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности