С творчеством наедине

  • 24.01.2013
  • Татьяна Крикункова

С творчеством наедине

В этом году на кафедре «Подъёмно-транспортные машины и оборудование» политехнического института ТулГУ открылась пятая, юбилейная, выставка фоторабот преподавателей, сотрудников, студентов и выпускников политеха.

— Это творческие работы непрофессионалов, — так охарактеризовал представленные фотографии куратор выставки, доктор технических наук, профессор Виктор Степанович Дронов, сам, кстати, заядлый «ловец» мгновений чудных. — Основной критерий, по которому оргкомитет проводил отбор фотографий, заключался в принципе: фотография — это поэтическое произведение. Если фотография несёт в себе элемент поэзии, если в ней ощущается преломление чувств фотографа через пейзаж или сюжет, то такую фотографию можно считать выразительной. Почему именно поэзию выбрали мы в качестве критерия, спросите вы... Да потому, что поэтическая форма кажется нам более ёмкой, более проникновенной. Выставку мы назвали «Мир вокруг нас». Тематически она разделена на четыре блока: «Пейзаж», «Духовное начало в архитектуре», «Животный мир» и «Обо всём».

Глядя на представленные на выставке фотографии, можно было вполне усомниться в словах Виктора Степановича о том, что это творческие работы непрофессионалов. Фотографии пронзительные: сюжеты их прочувствованы авторами и пронесены через собственные сердца. А если происходит процесс сопряжения души человека со всем тем, что он увидел и запечатлел, если проскальзывает особая искра творческого накала, то здесь уже речь идёт о таланте и вдохновении. Без которых, кстати, профессионализм беден и скуп.

Работы старшего лаборанта кафедры Галины Ивановны Афанасьевой по-женски теплы, трогательны и одновременно остры в искреннем желании автора постичь суть, выйти за рамки обыденного мышления. Мимо фотографии «Осенняя палитра», на которой изображены три розовощёких яблока, невозможно пройти, не попав под чары обонятельной галлюцинации. Кажется, что фотография издаёт ни с чем несравнимый аромат антоновских яблок, воспетых Иваном Бунином. И хотя на фотографии запечатлена не антоновка, а совершенно другой сорт, эффект, навеянный бунинской прозой, очевиден.

«Дорога детства» — так назвала Галина Ивановна свою другую фотографию. Золотое поле. Русское поле. И его прорезает дорога, по которой не раз пробегала пара босых детских ног. Туда, за горизонт, в манящую таинственную даль. Чувствуется, что на дорогу ещё не осела горячая пыль, поднятая бегущим ребёнком, у которого аж пятки горят. И поле уже начинает ассоциироваться с доброй матерью, через большое сердце которой проходит линия судьбы её родного существа.

Мотивы Виталия Юрьевича Анцева навеяны впечатлениями от посещения Испании и Египта. В серии фотографий, объединённых названием «Магия воды», и розовые фламинго, и диковинные птицы не просто тянутся к воде, как к чудодейственному нектару жизни, но и на фоне воды раскрываются во всей своей первозданной красоте.

На название фотографии «Дела семейные» Виталия Юрьевича вдохновила пара чаек, укрывшихся в расщелине скалы на берегу Красного моря. «Вы знаете, глядя на этих умиротворённых птичек, прижавшихся друг к другу, я почувствовал прилив какой-то уютной теплоты, — признаётся автор. — Семья, любовь, доверие, очаг — всё это важные составляющие человеческой жизни. Без всего этого человек не может быть счастливым. А фотографию, на которой изображены дельфины, поднимающие на своих носах артисток водного шоу одного из испанских парков, я специально назвал „Надоело тебя поднимать“. Видно, что дельфины очень любят людей, но ещё больше они любят свободу и бескрайнее водное пространство, в котором могут резвиться, как дети».

На фотографии преподавателя кафедры ФФМ Г.В. Марковой изображена изумрудная лягушка, окружённая переливающейся всеми оттенками зелёного цвета тиной. Название фотографии гласит: «Кто хочет стать царским зятем?» Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что тина как бы соткана из огромного количества мельчайших монеток. И тогда название приобретает другой смысл. Действительно, кто хочет стать мужем не Царевны-лягушки, а лягушки богатой?..

Фотографии Виктора Степановича Дронова притягивают взгляд не только разнообразием сюжетов, но и той особой пытливостью автора, его острым чутьём художника. Вот корова, облепленная мухами, доверчиво уставилась на человека. Фотография, кстати, так и называется «Мухи». Но их, честно говоря, в первый момент и рассмотреть нельзя, настолько они малы. И для коровы они тоже малы и ничтожны, хоть и кусают её нещадно. Однако корова способна отмахнуться от мелкого и устремиться к главному — к человеку. И в этом смысле мухи ей не страшны.

Фотография «Визави», на которой изображена часть собора «Ля Шарите сюр Луар», особенная. Витражные окна, словно два зорких ока, вперяют свой взгляд в глубину собора. А скупой свет, проникающий через витражи, лишь подчёркивает бренность внешнего лоска и величие внутреннего содержания.

«Вдали от суеты» — это, скорее, не название, это — состояние души двух людей, мирно беседующих на скамейке в Оптиной пустыни. Женщина делится наболевшим, возможно, испрашивает совета, а, может быть, внемлет речам священника, речь которого тихо течёт, как серебристый лесной ручеек. И даже не в том главное, кто слушает, а кто говорит. Главное в том, что мирская суета отошла на задний план, дав возможность этим людям услышать друг друга без слов.

«Тучи Тихого океана», «Лунная соната Камчатки», «Проснувшийся вулкан», «Утро в порту» — серия фотографий студента Николая Карелина, сильных по своему живописному звучанию, неистовых по отражению впечатлений, ярких и эмоциональных. Свет и тень, глубина и высота, даль и близость...

Нет! Всё это надо увидеть собственными глазами! Приходите на выставку, и в ваших душах зазвучит соната.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности