Языкознание со всех ракурсов

  • 31.01.2013
  • Татьяна Крикункова

Языкознание со всех ракурсов

31 января на кафедре иностранных языков Тульского государственного университета прошла IV Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы изучения и преподавания иностранных языков». Участие в её работе приняли преподаватели ТулГУ, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, МГГУ им. М.А. Шолохова. Свои доклады на конференцию прислали специалисты из Франции, Германии, Литвы и Украины.

Внимание на проблематику рассматриваемых на конференции вопросов было сфокусировано с трёх ракурсов: образование, педагогика и филология. Соответственно, и выступления были посвящены развитию межкультурной компетенции студентов и оценке её уровня, мотивации как одному из основных психологических условий самостоятельной работы, этическим аспектам в организации контроля за ходом и результатами самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка.
 
В своём докладе «Информатизация языкового образования как основной инструмент при подготовке специалистов» доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Зоя Ивановна Коннова основной акцент сделала на том, что использование электронных ресурсов и Интернет-технологий помогает организовать деятельность обучаемых с учётом их психофизических возможностей посредством дифференциации трудностей учебных заданий и выбора оптимального темпа обучения. А это, в свою очередь, необходимо для решения одной из актуальных задач — индивидуализации учебной деятельности.
 
По словам Зои Ивановны, созданию на кафедре иностранных языков электронных тестовых и мультимедийных ресурсов для обучения и мониторинга профессиональной языковой подготовки предшествовал подготовительный этап. Проводился анализ информационных возможностей кафедры, из банка электронных учебно-методических комплексов и тестов отбирались материалы, позволяющие определить уровень сформированности грамматических, лексических, фонетических и письменных навыков, а также навыков профессионально ориентированного общения. Сотрудники кафедры создали методические указания по работе с видеофильмами, изучили возможности телеконференций в режиме on-line и Skype, отобрали известные рефлексивные тестовые методики.
 
Проанализировав опыт зарубежных специалистов, а заодно и собственный опыт в составлении аттестационно-педагогических материалов для федерального Интернет-экзамена, преподаватели разработали электронные тестовые ресурсы. Контрольно-измерительные материалы, созданные коллективом кафедры, полностью отвечают требованиям федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по иностранному языку. С помощью мониторинга на базе электронного тестирования была достигнута практическая цель — возможность дать характеристику качественным изменениям в профессиональной языковой подготовке студентов.
 
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ТулГУ Игорь Евгеньевич Гречихин своё выступление посвятил автономии студента при изучении иностранного языка. Как подчеркнул докладчик, автономия непосредственно перекликается с модульным или так называемым асинхронным обучением, широко используемым в высших учебных заведениях Америки и Англии. Как правило, асинхронное обучение предусматривает профессиональное тестирование будущих студентов перед поступлением в вуз. По мнению Игоря Евгеньевича, очень важно проводить и психологическое тестирование будущих студентов, позволяющее определить их уровень готовности к самостоятельной работе. Более того, психологическое тестирование поможет обозначить пути ускорения процесса перехода человека от состояния школьника, то есть когда он претерпевает воздействие со стороны учителя, до состояния, когда человек сам начинает определять методы и способы своего обучения, самостоятельно делает выбор в пользу тех или иных предметов.
 
Огромное значение для автономии студента при изучении иностранного языка имеют и соответствующие учебники. Иными словами, эти учебники должны предоставлять студентам возможность выбрать тему, уровень сложности текстов и упражнений, объём заданий и, безусловно, подход к тексту и упражнениям. Таким образом, в учебном пособии отражается личностный подход: тексты распределяются по уровню сложности, интересам и типу восприятия. Студент определяет, что ему нужно, что он умеет, чему бы он хотел научиться. Отсюда вытекает возможность выбора.
 
«Автономия очень полезна для изучения иностранного языка, — подытожил Игорь Евгеньевич. — А ещё и для личностного роста студентов. У них развивается критическое мышление, появляется уверенность в собственных силах. Ребята рефлектируют, рискуют, пробуют, действуют на различных этапах учебного процесса, а, значит, личностно растут».

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности