О заочниках и профессионалах

  • 27.02.2013
  • Дмитрий Литвинов

О заочниках и профессионалах

Очередное и первое в 2013 году заседание Совета ректоров вузов Тульской области было посвящено двум актуальным темам: вузовское сообщество региона рассмотрело проблемы современного процесса заочного обучения и обсудило вопросы сопровождения молодых специалистов.

Открыл заседание ректор ТулГУ, председатель Совета ректоров вузов Тульской области Михаил Васильевич Грязев, который рассказал о визите в наш регион министра образования и науки РФ Дмитрия Викторовича Ливанова. Главным итогом рабочей поездки стало заявление о том, что претензий к тульскому образованию федеральное министерство не имеет. Более того, были отмечены широкие перспективы, имеющиеся у ряда вузов. Напомнил М. Грязев и о визите вице-премьера российского правительства Ольги Юрьевны Голодец, которая также побывала в ТулГУ и дала высокую оценку проводимой работе.

Первым докладчиком, включившимся в реализацию повестки дня, стал декан факультета вечернего и заочного обучения ТулГУ Геннадий Викторович Шадский. Он обратился к проблематике современного процесса заочного обучения в вузе в контексте повышения качества подготовки специалиста на основе компетентностного подхода.

— Компетенции, — говорил Г. Шадский, — должны являться главным результатом обучения в вузе. Компетентностный подход сегодня реализуется в системе высшего образования региона, и ТулГУ также идет по этому пути. Получение высшего образования в заочной форме — услуга востребованная: только в нашем университете его поучают около трех с половиной тысяч студентов по 38 направлениям бакалавриата и 46 специальностям. Конкурс на бюджетные места на факультете год от года не падает.

— Основным отличием студентов, получающих высшее образование в заочной форме, является наличие у них производственного опыта, — продолжает Геннадий Викторович. — Это, конечно, преимущество, однако карьерный рост не является основной мотивацией к получению высшего образования, да и предприятия не всегда заинтересованы в этом. Поэтому студент ориентируется на собственное мнение, не всегда четко представляя, какими компетенциями он желает обладать на выходе из вуза. Преподавателям же в современных условиях следует оценивать компетенции — это и повысит качество обучения, и будет способствовать привлечению на предприятия грамотных сотрудников...

Сложившаяся практика подготовки студентов по заочной форме существует в Тульском филиале Финансового университета при Правительстве РФ (бывший ВЗФЭИ). Директор филиала Татьяна Николаевна Прасолова рассказала собравшимся о новом старом учебном заведении, подробно остановившись на особенностях работы с заочниками.

Собравшиеся руководители вузов с интересом выслушали содержательное выступление Т. Прасоловой, задали ей ряд вопросов, а председатель Совета ректоров предложил даже провести следующее заседание организации в Финуниверситете.

— Хорошо бы это совместить с открытой лекцией одного из выдающихся российских экономистов, хотя бы в видеорежиме. Думаю, такое общение было бы полезно всем, — отметил М. Грязев. Коллеги поддержали предложение и внесли его в протокол.

Об инновационном потенциале заочной формы обучения говорил первый проректор Тульского института экономики и информатики (ТИЭИ) Владимир Владимирович Соколов. Он напомнил собравшимся о возможностях дистанционного обучения. Коллеги сошлись во мнении о том, что это хороший современный подход, однако выдающихся специалистов и хороших мастеров на расстоянии, то есть без живого общения и приобщения к производству, все-таки не создашь.

Обращаясь ко второму вопросу повестки дня — сопровождение молодых специалистов в системе непрерывного образования — директор института непрерывного профессионального образования ТулГУ Александр Николаевич Иноземцев в первую очередь отметил, что само понятие «молодой специалист» устарело, оставшись в советском прошлом. Если человек в 50 лет получает образование по новой для него специальности — может ли он считаться молодым специалистом? Формально да, но говорить, пожалуй, следует в первую очередь о выпускниках вузов, которые впервые приходят на работу и не имеют достаточного опыта.

О созданной в нашем регионе Школе молодого педагога как одной из мер поддержки рассказала на заседании Совета ректоров руководитель института повышения квалификации работников образования Тульской области Татьяна Валентиновна Золотова. Она проинформировала собравшихся об идее проведения в нашей области конкурса «Лучший молодой учитель».

Об опыте поддержки молодых специалистов, реализуемом в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, поведала начальник вузовского центра содействия учащейся молодежи Надежда Васильевна Просперова.

Комментируя услышанное, председатель Совета ректоров отметил, что в настоящее время в Туле практически утеряна школа великих учителей. В советские времена, вспомнил М. Грязев, имена сильнейших учителей гремели на всю страну, у учебных заведений, где они работали, была соответствующая репутация и можно было быть уверенным в качестве подготовки ученика. Такой опыт полезно было бы возродить и сегодня.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности