Фантазии на тему застывшей музыки

  • 14.03.2013
  • Татьяна Крикункова

Фантазии на тему застывшей музыки

На кафедре «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета Тульского государственного университета открыта выставка «Архитектурные фантазии». На ней представлены работы студентов I-III курсов, занимающихся в творческой мастерской доцента той же кафедры Энгеля Изимовича Исхакова.

Архитектуру, как известно, называют застывшей музыкой — настолько она мелодична, выразительна и эмоциональна. Проникает в душу так, что в памяти остаётся на долгие годы. При этом архитектура функциональна и не только служит украшением, но и является объектом практического назначения. Что же касается смелых архитектурных фантазий, то они хоть и удивляют, и поражают, и вызывают интерес, но ассоциируются, прежде всего, с миром выдуманным, сказочным. Хотя, кто знает, может быть, даже самые смелые архитектурные фантазии в необозримом будущем превратятся в реальность. А если даже и останутся сказкой, то ведь это всё равно здорово!
 
Вероника Макова представляет на выставке футурологические проекты, выполненные маркерами в технике линейной графики. Один из них носит название «Биополис — город-птица». Огромная синяя птица парит над землей. В гордом размахе крыльев величие олицетворяемого птицей мегаполиса.
 
— Это план города с высоты птичьего полёта, — поясняет Вероника. — Согласитесь, что о прозаичности здесь и речи быть не может. Вот, например, столица Бразилии на карте по своей форме напоминает птицу. Почему же город мечты не может ассоциироваться с птицей?.. Устремлённой ввысь, смелой, прекрасной в своём полёте! И микрорайоны я представила в разных орнаментах, чтобы подчеркнуть и самобытность города, и его колорит.
 
Ещё один город мечты Вероника изобразила в виде древа мира. Возможно, это центр мощной цивилизации, возможно, райский уголок, где хорошо отдохнуть, испить живительных творческих соков и с новыми силами окунуться в процесс созидания. Переплетаясь своими ветвями, части города образуют величественное древо, в котором соединяются пути, обретаются надежды, строятся планы, осуществляются мечты.
 
Джафа Сандуела из Албании нарисовала... «Песнь об Атлантиде». Величественная цивилизация, то ли стёртая с лица земли, то ли ушедшая под воду, не перестаёт волновать умы исследователей. И, что самое интересное, каждый из них видит Атлантиду по-своему. По-своему изобразила её и Джафа, а представленный на выставке вариант у девушки уже 65-й по счёту.
 
Территория, очерченная кругом, а на ней дома, храмы и каналы. Последние, словно артерии, пронизывают Атлантиду и наполняют её прекрасное тело живительной влагой. Интересная деталь: на рисунке присутствуют глаза. Сами по себе, не связанные с человеческим лицом. По мысли Джафы, это взгляд изнутри: и отдельных людей на самих себя, и всей цивилизации. По легенде, Атлантида прекратила своё существование сразу же после того, как достигла своего наивысшего расцвета. Может быть, и мораль кроется именно здесь: а не стоил ли этот расцвет увядания сил духовных?..
 
— Я попыталась создать образ летающей планеты-города со своим гармонизированным миром, — делится Елена Ёркина, автор «Космического города», выполненного с помощью маркера в технике точечной графики. — Гармония же выразилась в композиции как ассоциации образа.
 
Планета-город напоминает корабль, бороздящий просторы мироздания. Но этот корабль может не только двигаться вперёд, но и в своём развитии выходить на разные орбиты. Своеобразным фоном планеты-города служат плоскости. Именно на них, скорее всего, и развиваются события. А если предположить, что это не плоскости, а листы бумаги, то вытекает логический вывод: на этих огромных страницах город-корабль пишет свою историю.
 
Анастасия Сазонова создала «Маленькую галактику». Планеты её представлены не только в своём традиционном виде — в форме шара, — но и в форме конуса. Конусы пронзают шары, подчёркивая тем самым взаимодействие небесных тел. И если в нашей Галактике кольца оторваны от планеты, то в галактике, созданной воображением Насти, они играют роль порталов перемещения, которые проходят через всю систему, соединяя её космические «детали».
 
— Как у каждого человека есть свой ангел-хранитель, так и у каждой галактики будет свой спутник, сопровождающий и оберегающий её, — поясняет Настя. — Поэтому и на моём рисунке присутствует маленькая планета-спутник — ангел-хранитель моей таинственной галактики.
 
— Я изобразила геометрические фигуры в космосе, — рассказывает Наталья Тарабун. — Дело в том, что в космосе темно, а свет и тень на предметы ложатся неправильно. Я вижу космос по-своему, поэтому на моём рисунке свет на предметы ложится произвольно, с разных сторон. Да и сами фигуры расположены между собой под различными углами, что не характерно для реальности.
 
— Если небоскрёб поставить с ног на голову, то это тоже будет архитектурная фантазия, что я, собственно говоря, и сделал с помощью рапидографа, — делится Абгар Абгарян. — Правда, я поставил с ног на голову не сами небоскрёбы, а их изображения. Думаю, что эта концепция довольно интересная и необычная...
 
Действительно, концепция весьма необычная, более того, наталкивающая на размышления. А не заболеют ли архитектурные шедевры, вернее, их изображения, нарциссизмом?.. Ведь если расположить оригинал к «перевёртышу» под углом в 90 градусов, то сразу же вспоминается Нарцисс, влюбившийся в своё отражение и умерший от тоски по нему.
 
Но возникают и другие ассоциации. Небоскрёб, устремлённый в небо, символизирует полёт человеческой мысли, небоскрёб, устремлённый в... землю, акцентирует внимание на основе, базе, то есть на том, от чего оттолкнулась эта мысль, благодаря чему она возникла. Ведь прежде чем устремиться ввысь, мысли нужно родиться. И в этом есть философский смысл.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности