Об искусстве презентовать себя

  • 27.03.2013
  • Татьяна Крикункова

Об искусстве презентовать себя

26 марта во второй части четвёртого занятия весенней Школы карьеры Тульского государственного университета руководитель Тульского Центра педагогики и психологии, практикующий психолог, бизнес-тренер Евгения Макарочкина провела для «школяров» тренинг «Искусство самопрезентации».

Свою миссию Евгения определила такой фразой: «Я помогаю людям дойти туда, где они по какой-то причине пока не могут оказаться». Она разложила на столе большое количество ассоциативных карт и предложила ребятам выбрать себе по три карты, содержание которых соответствовало внутреннему состоянию человека. Первая карта должна была означать то, «что я хочу от своей будущей работы», вторая то, «какой/какая я сейчас», ну а третья то, «что мне необходимо для того, чтобы оказаться на этой работе».

После того как «школяры» выбрали себе по три карты, Евгения попросила некоторых ребят прокомментировать их. На первой карте Артёма была изображена маленькая змейка, ползущая между шестерёнками. Как объяснил молодой человек, в совокупности шестерёнки представляют собой сложный механизм, но змейка легко скользит между ними, и ей это очень интересно. Таким образом, от своей будущей работы Артём ждёт и сложности, и интереса. На второй карте Артёма был изображён кот, рисующий рыбку на мольберте. По словам студента, эта карта означает подъём творческих сил, что, собственно, он и испытывает в настоящий момент. На третьей карте Артёма был нарисован вулкан, фонтанирующий искрами. Для того чтобы оказаться на той работе, о которой он мечтает, юноше необходимо фонтанировать идеями.

У Инны на первой карте была изображена рука с факелом, вырастающая из морской глубины. Как объяснила девушка, рука означает помощь, поддержку. Карта, соответственно, показывает, что Инна хочет найти работу, на которой бы она могла оказывать помощь людям. На второй карте была изображена девушка в пышной многоярусной юбке, а рядом с ней — огромное жёлтое яблоко. Инна интерпретировала этот сюжет, исходя из собственных ощущений. «У меня сейчас всё так бурно кипит, — поделилась она, — и в личной жизни, и в учёбе, поэтому вторая карта отражает мою активность, деятельность». Третья карта студентки, можно сказать, хранила некую тайну: закрытые ворота, за которыми плещется бескрайнее море, и лунная дорожка, выхватывающая из тьмы одинокий корабль. Как подчеркнула Инна, то, что ей сейчас необходимо, так это попытаться добраться до моря, то есть до своей мечты.

Затем Евгения Макарочкина предложила ребятам мысленно приложить вторую карту к первой, иными словами, соотнести «то, что есть» с «тем, что я хочу». У Артёма получилось, что «змейка сама творит свой путь», а это означает творческий подход, уверенность и знание того, чего сам человек хочет. У Инны «вылепились» необходимость переключения фокусов внимания, действенность и активная позиция.

Остальных ребят Евгения попросила разбиться на пары и рассказать друг другу о себе с помощью карт, отражающих внутренний настрой каждого «школяра». Потом все обменялись впечатлениями. Так одна студентка отметила, что ей было интересно и слушать, и рассказывать о себе, более того, в ходе рассказа она открывала в себе нечто новое.

— С помощью этих карт, ребята, — пояснила Евгения, — психолог легко попадает в подсознание человека, и с их же помощью сам человек получает ответы на поставленные перед собой вопросы.

После этих слов Евгения дала «школярам» ещё одно задание. Она предложила им выбрать с помощью второй карты личностные качества, которые эффективны на работе. Как стало ясно, на работе эффективны и, соответственно, необходимы лавирование, мобильность, трудолюбие, смелость, стрессоустойчивость, сила духа и целеустремлённость.

Наконец, Евгения попросила «школяров» предъявить друг другу какие-либо качества. Например, одна студентка говорит другой: «Привет, я — целеустремлённая!» Вторая отвечает: «Привет, я — трудолюбивая». И так по цепочке. По окончании все должны были поделиться своими впечатлениями относительно того, что им показалось эффективным и неэффективным в ходе мини-презентаций. Оказалось, что мешают общению зажатость, закрытость, неумение слушать собеседника, страх оценки, неудачи и боязнь ответственности. Неуютно становится ещё и тогда, когда человек во время беседы отводит глаза. Помогают открытость, улыбка, умение донести свою мысль до собеседника.

В этом, наверное, и кроются секреты искусства самопрезентации.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности