Вышивка как искусство

  • 18.04.2013
  • Татьяна Крикункова

Вышивка как искусство

Женские руки…Сколько о них сказано, написано, спето! И чего только эти руки не умеют, и что им только не подвластно?.. Они — ласковые, добрые, заботливые, нежные. Они — золотые!

На днях в галерее «Белая ворона» научной библиотеки Тульского государственного университета открылась выставка современной вышивки «Живопись иглой». Сегодня только восемнадцатое число, а книга отзывов уже пестрит восторженными откликами посетителей библиотеки. Есть даже отзывы в стихотворной форме, а один из них напоминает оду мастерицам, создавшим такие произведения искусства. Но, безусловно, больше всего восхищаются, удивляются и недоумевают мужчины, которые, не скрывая своего восторга, задают один и тот же вопрос: «Неужели они это создали своими руками, неужели здесь нет никакого чуда?»

«Они» — это ведущий бухгалтер Светлана Ивановна Ефремова, библиотекари: Лариса Валерьевна Мачкова, Елена Александровна Русакова и сотрудница кафедры сварки, литья и технологии конструкционных материалов Елена Викторовна Скрылькова. А вот чуда действительно нет! Есть золотые руки и любовь к творчеству, которую эти замечательные женщины хранят и лелеют в своих сердцах.

…Пронзительно-синие глаза смотрят на вас в упор, где бы вы не находились, какое бы место вы не заняли. Они проникают в душу, они волнуют, они не дают вам покоя. И хотя на картине Светланы Ивановны Ефремовой «Взгляд» изображена не Мона Лиза, взгляд Джоконды присутствует и здесь. Именно присутствует! Материально! И вы его ощущаете своей кожей!

Добродушный симпатичный домовой Ларисы Валерьевны Мочковой — это и помощник по хозяйству, и хранитель очага. На одной картине домовой уютно устроился среди солений и варений, а на другой — вальяжно разместился среди катушек и клубков. Рядом примостился упитанный кот, который держит домового за своего приятеля. Недаром же говорят, что кошки чувствительны ко всему «этому» и даже «это самое» видят.

Картина «Маяк» Елены Александровны Русаковой, выполненная в маринистском жанре, поражает своей реалистичностью. Море, выписанное иглой и нитками, кажется, выплеснет свои волны за край изображения, а чайка, парящая над водой, издаст крик, предвещающий бурю. И только возвышающийся на горе маяк в своём гордом величии дарит надежду путникам и морякам.

«Вояж» Елены Викторовны Скрыльковой — это сценка из парижской жизни девятнадцатого века. На картине идёт дождь, но он никоим образом не портит настроение элегантной даме и её спутнику, желающим совершить экскурсию по столице живописи и поэзии. Образ Парижа передан чётко, рельефно и ярко. Испивший живительного дождя, город расцветает в своём неподражаемом шарме.

— Когда моя дочка Оля училась в школе, на уроках труда ей задавали выполнить различные работы, например аппликации, вылепить фигурки из пластилина. Была, в том числе, и вышивка.  Я дочке, конечно же, помогала. Так и втянулась, можно сказать, заразилась! — поделилась заведующая сектором книгообеспечения Елена Александровна Русакова. —  Мы, вышивальщицы, только делаем первые шаги в живописи, только начинаем сами рисовать сюжет. Пока же за основу берутся дизайнерские наборы для вышивания. Вот посмотрите на картину «Анютины глазки». Выполнена она по смешанной технологии. Для придания объёма цветы вышиты бисером. Бисер мы стараемся покупать чешский, он дорогой, но зато самый качественный: ровный, без изъяна, насыщенных цветов. Далее. Листочки на картине идут в полный крестик с двумя ниточками. А если вышивать одной ниточкой, то изображение как бы визуально отдаляется. Что же касается фона, то он у меня выполнен полукрестом. Существует вот ещё какая технология. На ткани уже нанесён рисунок, а на этом рисунке присутствуют специальные метки, указывающие, где должен быть пришит бисер. На ткань, за исключением бисерных мест, наносится лак для создания определённого эффекта. Соответственно, если необходим эффект матовости, то лак не ложится. Основой для вышивания может быть и шёлк, и ситец.

— Существует таблица цветов разных ниток, и я, например, перевожу французские нитки в российские. «Перевожу» означает «подбираю по аналогии цветов», — пояснила Светлана Ивановна Ефремова. — Рисунки тоже ищу в Интернете.  Это и дешевле выходит, да и творческое поле расширяет.

Вот такие мастерицы работают в Тульском государственном университете! И полюбоваться на их мастерство стоит! Глядя на их картины, понимаешь, что золотые руки наших женщин способны творить чудеса.

Вообще в нашем вузе очень много талантливых и креативных людей. Всех их галерея «Белая ворона» научной библиотеки ТулГУ приглашает продемонстрировать свои умения и показать свои шедевры декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы творчество принесло радость большинству, само творчество надо привнести в массы!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности