Дверь в будущую профессию

  • 08.06.2013
  • Дмитрий Литвинов

Дверь в будущую профессию

Междисциплинарный экзамен по специальности «Лечебное дело» в этом году держали 92 выпускника.

Шестикурсники,

а врачебная специальность предполагает самый длительный период обучения, собирались в родном учебном корпусе заранее. За час до экзамена все уже стояли в коридоре у дверей аудитории, волновались, что-то повторяли. Каждый входящий в корпус непременно надевал халат — здесь такой ритуал, а некоторые поздравляли коллег и преподавателей, экзамен — это, как известно, праздник.

Аудиторий, отведенных для работы экзаменационных комиссий, к слову, было две, ведь междисциплинарный экзамен сдают в один день все выпускники «Лечебного дела» 2013 года. А это, без малого сто человек — 92 потенциальных будущих врача! Почти половина из них, 39 человек, обучались по программе департамента здравоохранения Тульской области, то есть за счет средств бюджета, имея договор о продолжении трудовой деятельности в нашем регионе, который, как известно, остро нуждается в квалифицированных медицинских кадрах.

Нехватка врачей — проблема, свойственная многим регионам страны. В несколько более выигрышной ситуации находятся те субъекты, в которых подготовка таких специалистов ведется. Задача органов власти в этом регионе — удержание и сохранение кадров. В Тульской области с этой целью действует ряд программ, предусматривающих и единовременные выплаты при первом трудоустройстве, и серьезные «подъемные» в случае принятия решения работать на селе, и льготные программы ипотечного кредитования, а также другие меры поддержки.

На состоявшейся недавно встрече представителей областного министерства здравоохранения, главных врачей и кадровых специалистов лечебных учреждений с интернами и ординаторами лечебного факультета ТулГУ присутствовали и нынешние шестикурсники, которые сегодня держат экзамен. Их трудоустройство еще впереди, а пока они еще приоткрывают, хотя уже весьма широко, дверь в будущую профессию.

За ночь не подготовишься

— Междисциплинарный экзамен охватывает все те курсы, которые прослушали студенты в течение шести лет обучения: это фундаментальные, клинические и специальные дисциплины, — рассказывает декан лечебного факультета ТулГУ, доктор медицинских наук Ольга Николаевна Борисова. — Экзамен состоит из трех этапов. Первый — практический, где студенты показывают свои навыки, что называется, работают руками. Второй этап — тестирование. И третий, который проходит сегодня, заключается в решении клинических задач. Этот экзамен особый, к нему не подготовишься, как иногда бывает у студентов, за ночь или даже за неделю. Его результат — это результат обучения в течение нескольких лет, он позволяет специалистам оценить, сформировался ли у студента образ мышления врача...

Клинические задачи, предлагаемые студентам, носят ситуационный и разноплановый характер. В них, как правило, дается анамнез больного, приводятся его жалобы и результаты обследования. На основании этого экзаменуемый должен поставить диагноз, предложить тактику лечения, дать прогноз течения заболевания. Ситуации охватывают разные области медицинской науки, но основополагающими являются хирургия, терапия и гинекология.

В двух аудиториях, где проходит экзамен, работают пять комиссий, в состав которых входят профессора медицинского института ТулГУ, заведующие кафедрами, ведущие практикующие специалисты клиник Тульской области. Многим из них предлагаемые задачи знакомы не понаслышке, а испытаны на практике. Вне зависимости от избранной медицинской стези будущие врачи обязаны ориентироваться по многим направлениям.

Сдали все

С тем, в какой именно сфере врачебной практики приложить свои знания и умения, нынешние шестикурсники уже определились, однако в качестве врачей права работать они пока не имеют. Впереди — либо годичная интернатура, куда медицинский институт ТулГУ, как правило, приглашает всех желающих, либо два года ординатуры, в которую еще надо поступить. Только после этого можно делать первые шаги в статусе полноценного врача.

— Я еще на третьем курсе решила, что хочу быть врачом-неврологом, хотя при поступлении в вуз об этой профессии даже не думала. Мой выбор — заслуга наших преподавателей, которые умеют по-настоящему увлекать тем, чем занимаются, — рассказывает выпускница Ирина Еремина. Она планирует поступить в интернатуру уже в этом году, а затем остаться работать в родной Туле.

Ануш Авитисян приехала в областной центр из Тепло-Огаревского района, училась на лечебном факультете ТулГУ, да так прикипела к городу и к областной клинической больнице, что твердо решила остаться здесь. Профессию девушка выбрала не из легких — неонаталогия, то есть помощь младенцам и новорожденным, но в медицине в принципе не бывает простых путей. С ТОКБ у Ануш заключен договор, согласно которому она придет сюда работать, выпускница уверена, что не пожалеет.

Вытащить из экзаменуемых хотя бы слово накануне экзамена — задача не из простых. Наши будущие медики то ли суеверны, то ли слишком сосредоточены — общаться практически никто из них не стал. Наверное, берегут красноречие для комиссии. Междисциплинарный экзамен выдержали все выпускники, а шестеро закончат университет с красным дипломом.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности