Андеграунд-трамвай: миф или реальность?

  • 19.06.2013
  • Татьяна Крикункова

Андеграунд-трамвай: миф или реальность?

 
19 июня на горно-строительном факультете Тульского государственного университета прошла показательная защита дипломных проектов, выполненных выпускниками кафедры геотехнологий и строительства подземных сооружений. Проекты посвящены инновационным инженерным разработкам, направленным на комплексное решение транспортной проблемы в городе Туле.
 
— Моя дипломная работа носит название «Проект сооружения подземного автовокзала в городе Туле», — непосредственно перед защитой поделилась своими идеями студентка Дарья Малахова (научный руководитель — кандидат технических наук, доцент Сергей Иванович Копылов). — Поскольку наземное пространство нашего города плотно застроено, то в целях разгрузки необходим перевод транспортных систем под землю. Автовокзал состоит из двух частей: наземной и подземной. В наземной его части располагаются вместительный зал ожидания, специальное помещение для водителей, детские игровые комнаты, кафе, сеть аптек и торговые площади. Зал ожидания будет оснащён информационным табло и расширенной системой билетных касс. Под землёй же, на глубине пяти метров, разместятся ангар для автомобильного транспорта и авторемонтный комплекс. Кстати, в ангаре также предусмотрено наличие информационного табло. Находиться автовокзал будет на месте нынешнего автовокзала, по соседству с главным корпусом ТулГУ.
 
Уже во время защиты своего дипломного проекта Даша подчеркнула, что на основании геологических данных были выбраны два способа сооружения подземного автовокзала: «заморозка пород» и «стена в грунте». Проведя технико-экономический анализ каждого из них, выпускница сделала выбор в пользу второго, мотивировав тем, что «стена в грунте» обеспечивает лучшую защиту расположенных вблизи зданий, требует меньших материальных затрат и значительно сокращает сроки строительства объекта.
 
Евгений Виноградов, Александр Левин и Фетах Ботов представили на защите комплексный дипломный проект под названием «Строительство подземного трамвая в Туле». Научным руководителем студентов выступил доктор технических наук, профессор Владимир Иванович Сарычев.
 
— Да, мы трудились втроём, — рассказал Александр Левин. — Для наших горно-геологических условий данный проект считается уникальным. На основании методов доктора технических наук, профессора Николая Спиридоновича Булычёва нами была создана программа для расчётов и построения эпюр (графиков) напряжений, возникающих в обделке тоннеля. Моя часть работы называется «Геотехнологическое обоснование проведения и крепления перегонных тоннелей подземного трамвая». Суть её заключается в подборе диаметра выработки по габаритам приближения транспорта, а также в подборе типов крепи для этой выработки. Хочу пояснить: в качестве подземных будут использоваться типовые городские трамваи производства Ленинграда и Татры (Чехия). Почему мы выбрали трамвай, а не троллейбус в качестве подземного транспорта?.. Дело в том, что в перспективе, при росте городских застроек, подземный трамвай можно будет преобразовать в полноценное метро, поскольку все габариты нашей системы соответствуют типовым размерам Московского метрополитена. Нельзя, конечно же, умолчать и о социально-экономической значимости данного проекта. Строительство подземного трамвая будет способствовать развитию нашего города, кроме того, позволит на 8-10 лет обеспечить население Тулы 5-6 тысячами рабочих мест.
 
В своей части проекта Евгений Виноградов представил социально-экономическое обоснование и инженерное обеспечение строительства и эксплуатации подземного трамвая в Туле. Выпускник подчеркнул, что что низкая пропускная способность тульских дорог и увеличение количества городского транспорта делают экономически целесообразным строительство в нашем городе подземного трамвая. Преимущество его заключается также в отсутствии пересечения рельсового пути с автомобильной дорогой, что, в свою очередь, значительно повышает скорость и при этом обеспечит безопасность движения. По словам Евгения, основной объём финансирования предусмотрен на горнопроходческие работы, а вот оборудование для строительства смогут произвести предприятия Тулы и области. Прямые затраты на строительство подземного трамвая исчисляются в 61 млрд. рублей. Что же касается грузопотока, то в год он составит 100 млн. пассажиров, а в час — 18 тысяч. Первоочередной линией строительства станет подземная магистраль от Областной больницы до Косой Горы.
 
Согласно проекту предполагается строительство 24 станций, среднее расстояние между которыми составит полтора километра. Как подчеркнул Евгений, неизбежен снос ветхих зданий, расположенных в центральной части города, однако при этом объекты культурно-исторического наследия Тулы будут сохранены.
 
Фетах Ботов, автор работы «Архитектурно-строительное обоснование и технология строительства станций подземного метро в Туле», рассказал, что станция спроектирована в виде трёхпролётной колонны конструкции мелкого заложения, сооружаемой открытым способом. Более доступным языком процесс можно описать следующим образом. На глубине 12 метров выкапывается котлован, в него заливается бетонная плита. Из сборных железобетонных блоков, колонн и ригелей производится сборка станции, а из ребристых плит сооружается перекрытие. Затем осуществляется гидроизоляция всей конструкции, и, наконец, производится обратная засыпка котлована. В соответствии с расчётом календарного плана строительство станции ведётся в течение 15 месяцев.
 
...Все члены Государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных проектов единодушно отметили высокий уровень представленных работ и их инновационную составляющую. По результатам защиты было вынесено решение: «Студенты: Фетах Ботов, Евгений Виноградов, Александр Левин и Дарья Малахова — выполнили и защитили выпускные квалификационные работы с оценкой „отлично“. Рекомендуются для продолжения обучения в аспирантуре. Фетаху, Евгению, Александру и Дарье присвоена квалификация „Горный инженер-строитель“».
 
— Задача Инновационного бизнес-инкубатора ТулГУ заключается в поиске бизнес-команд из числа студентов, аспирантов и молодых учёных нашего вуза, — сказал в беседе с корреспондентом присутствовавший на защите директор ИнБи Юрий Андреевич Чадаев. — Представленный проект по строительству подземного трамвая — это уже готовая команда специалистов. В соответствии с Федеральным Законом № 217 у нас уже создано 12 малых инновационных предприятий (МИП). Один из реализованных три года тому назад проектов как раз был с этой кафедры. Речь идёт о МИПе «Геоника-расчёт». Что же касается строительства подземного трамвая, то мы заинтересованы в доработке этого проекта до уровня конкретного бизнес-плана, который можно будет в дальнейшем представить как для получения грантового финансирования, так и для поиска инвестиций частных инвесторов.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности