Так придумал человек

  • 26.10.2013
  • Татьяна Крикункова

Так придумал человек

«Так природа захотела…» — эту строку из известной песни Булата Окуджавы «Сумерки, природа» Александр Петрухин сделал названием своей выставки, которая работает в читальном зале библиотеки Тульского государственного университета. Сам Александр — человек поистине творческий. А творческие люди, как известно, личности многогранные. В этом смогли ещё раз убедиться студенты и сотрудники нашего вуза, пришедшие 25 октября на встречу с Александром.

Без всякого преувеличения можно сказать, что автор выставки — скульптор. Но не совсем обычный. Сначала его сердце — именно оно — бросает взгляд на корешок или деревяху, а затем его добрые руки пестуют находку, превращая её в настоящее произведение декоративно-прикладного искусства. Александр Петрухин создаёт шедевры корнепластики. И здесь опять-таки нет никакого преувеличения, поскольку, однажды увидев его скульптурки, вы не забудете их никогда. Они берут своей искренностью, своей добротой и, конечно же, романтической окрылённостью автора. И эта окрылённость чувствуется везде: и в устремлённости к алым парусам хрупкой Ассоли, и в грациозном изгибе тела танцующего Лиса, который, так и кажется, несёт привет от Маленького Принца с его маленькой планеты, и в проказах жуликоватого Кота, который залез в кувшин со сметаной, только хвост да задние лапы торчат, и в танце над волной двух влюблённых Дельфинов…

Александр Петрухин работает в «Тулэнерго», он мастер на Крапивенском участке электросетей. Что касается творчества, то себя называет «любителем-одиночкой». Хотя, если разобраться, любителем можно быть только тогда, когда ты что-то действительно любишь. А своё творчество Александр любит. Искренне и проникновенно.

— Родился я в посёлке Косая Гора, — рассказывает автор. — Увлечение творчеством начиналось у меня банально — в школе занимался эстампами. Мечтал о хорошем резце. Тогда их достать было трудно, поэтому я приспособился: затачивал школьное перо и с помощью его мастерил. После школы поступил в Тульское высшее артиллерийское инженерное училище. Вот там-то от «плоской» перешёл к объёмной резьбе. Может быть, благодаря этому и с начертательной геометрией у меня всё было в порядке. Подарки всем своим друзьям делал, и теперь мои «произведения» можно встретить на всей территории бывшего Советского Союза. Окончил в 1980 году училище и уехал служить. Приморский край, Камчатка, Одесский и Прибалтийский военные округи…

Деревяхи разных пород цепляет сердечный взгляд Александра. Виноград, чёрная камчатская берёза… Климат на Камчатке такой, что разгулявшийся ветер из берёзы узлы вяжет. Лесная скульптура, по глубокому убеждению автора, это уникальное явление. Она не тиражируется. В этом — и её оригинальность, и её прелесть.

— Если это есть в душе, то никуда от этого не деться, — продолжает Александр, опровергая тем самым слово «банальность», которое применил, рассказывая о начале своего пути.

Действительно, домысливаем уже мы, разве может быть банальным начало творчества? Ведь творчество идёт из души, из сердца…

— Не всякий корешок или веточка может стать скульптурой, — говорит Александр, — вернее, не сразу может стать. Бывало, набирал я материал, он лежал у меня без дела, и я уже хотел его выкидывать. И вдруг внезапно приходит мысль, образ вырисовывается. А некоторые деревяхи сразу же примеряют свою новую роль. Взгляну я на них, и спонтанно рождается идея. Самое главное — не лениться наклоняться за корешком.

Но Александр не только скульптор. Он ещё и краевед. После выхода в отставку обосновался в Крапивне — на родине своих предков. И ведь не просто обосновался, пустив свои корни, — многие исторические корни изучил, питавшие эту землю. Узнал, что на месте его дома в восемнадцатом веке располагался дом купца Морозова, державшего торговые ряды, а ещё раньше — храм. Узнал и о том, что Крапивна пережила три исторических пласта: острог, крепость, богатый уездный город. И даже откопал информацию о том, что сеть улиц в Крапивне соответствует сети улиц в Санкт-Петербурге. А однажды Александр нашёл фрагмент плитки, которой облицовывали печи. И на нём было вытеснена фамилия «Щёкин». На месте города Щёкино раньше располагалась деревня Щёкино, и Александр не без основания полагает, что в тех местах как раз и находилось производство изразцов заводчика Щёкина.

Но и это ещё не всё про Александра Петрухина. Он — поэт. Его стихи печатались в журналах «Защитник Отечества», «Одесса», «Балтика», «Большой Вашингтон», альманахе «Тула». Кстати, о последнем издании автор отзывается с большим уважением.

— В молодости я запоем читал журнал «Юность», — отмечает Александр. — Да и вся наша молодёжь им зачитывалась. И вот как-то я прочитал современный журнал «Юность». Не тот, совсем не тот! Мало того что он тоненьким стал, так и содержание оставляет желать лучшего. Проблематики нет, нерва нет. А наш, что уж там говорить, провинциальный альманах «Тула» значительно глубже «Юности». Не зря же в «Туле» продолжают публиковаться художники слова со всего бывшего СССР. Настолько альманах популярен! До 2012 года издавался он Сергеем Михайловичем Овчинниковым, в этом году альманаху помогло правительство Тульской области.

«Стихи рождаются из боли, произрастают из тоски», — так охарактеризовал Александр Петрухин источник своего творческого вдохновения.

— У моих стихов осеннее настроение, — признаётся он. — Может быть, потому, что я сам осенний, родился осенью. — К тому же я считаю, что читать мои стихи нужно под настроение, редко-редко, по чуть-чуть. Я свои стихи читаю с листа, поскольку большинство из них не помню наизусть. Мои стихи живут своей собственной жизнью, каждый человек находит в них что-то своё. Вдохновение ко мне может прийти в любой момент, поэтому блокнот и ручка лежат у меня постоянно в кармашке. У сердца. Мне повезло встретиться в жизни с замечательными людьми, которые стали моими настоящими учителями. Морской офицер Евгений Игнатьевич Сигарев по-доброму покритиковал меня, когда я показал ему свои стихи. Но эта критика окрылила меня, вселила уверенность в собственных силах. Евгений Игнатьевич поддержал меня на поэтической стезе. Была ещё такая замечательная женщина Софья Киселёва, она возглавляла так называемый клуб киношников в нашем бывшем ДК профсоюзов в Туле. Она меня тоже поддержала. Но самым первым своим учителем я считаю Ларису Владимировну Ермакову, свою классную руководительницу, которая вела у нас русский язык и литературу. Она, кстати, была против того, чтобы я поступал в артучилище. Будучи русистом и литератором, эта женщина умерла в Америке. Так сложилась её судьба. Но она завещала после своей смерти кремировать тело и развеять пепел над рекой Воронкой. Дочь исполнила волю матери. У меня есть невольный соавтор. Это моя жена Елена. Многие стихи я посвящаю ей. Хочу ещё рассказать об одном интересном случае из моей жизни. В 1985 году я написал стихотворение «Суть диалектики». Оно было опубликовано в газете «Калининградская правда». В это же самое время в Калининграде гастролировал Александр Буйнов. Он прочитал газету и использовал моё стихотворение в качестве смысловой фактуры для своей песни «Падают листья». А вообще я хочу сказать, что в тайну творчества нельзя проникнуть.

…Во время встречи Александр Петрухин прочитал стихотворения из своей книги «Золотая кручёная нить». И, как мне кажется, слушателям удалось проникнуть пусть не в тайну, но в суть творчества автора. Александр пишет от сердца, от души.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности