О комсомольцах горного и механического

  • 29.10.2013

О комсомольцах горного и механического

 
Сегодня, 29 октября 2013 года, отмечается 95-летие Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. ВЛКСМ... Для юношей и девушек прошлых лет эта аббревиатура означала не только молодёжную организацию, в ряды  которой они вступали. Да, комсомол организовывал нашу молодёжь. А ещё ВЛКСМ означал особый дух. Боевой, неуспокоенный, зовущий к достижению новых высот. Комсомол стремился воспитать из каждого  своего члена социально значимую личность с активной жизненной позицией. Поэтому ВЛКСМ  это образ жизни, образ мысли, это поступки и дела.

Комсомольцам Тульского горного и Тульского механического институтов, объединённых в дальнейшем в Тульский политехнический институт, удалось вписать немало славных страниц в летопись нашего вуза. Теперь уже Тульского государственного университета. И сейчас вы имеете возможность познакомиться с некоторыми вехами яркого пути вузовской комсомолии.

Рассказывает делегат XIV съезда ВЛКСМ, доктор технических наук, декан (1975-1998 гг.) горного факультета ТулПИ, декан (1998-2001 гг.) горно-строительного факультета ТулГУ, а ныне профессор кафедры геотехнологий и строительства подземных сооружений Евгений Иванович Захаров.

Сам я из шахтёрской династии, родился и рос в шахтёрском посёлке Центральный Ханинского района (ныне Суворовский) Тульской области, учился в шахтёрской школе. В 1951 году меня принимали в комсомол. Шахта дала лошадь и розвальни, и мы, шестеро подростков, отправились на приём в райком комсомола в райцентр. Помню, приём был очень строгим, даже жёстким. А как мы к нему готовились! Все ордена учили, всех выдающихся людей не только нашей страны, но и всего мира запоминали. Мне, например, вот какой вопрос достался: «Кто такой Энвер Ходжа?» А это был руководитель Народной Социалистической Республики Албании. Маленькой такой страны. Но я знал про него, поэтому ответ дал правильный. И про Мориса Тореза спрашивали, и про других деятелей. Но мы старались, выучили всё. Приняли нас в комсомол! Гордость какая!

В 1957 году я поступил в Тульский горный институт на шахтостроительный факультет. За плечами у меня уже была трудовая практика. На втором курсе меня избрали комсоргом группы, на третьем и четвёртом я был секретарём комсомольской организации, а на пятом — секретарём комсомольской организации Тульского горного института.

Ректором нашего вуза в то время был Николай Николаевич Толокнов, он, кстати, и курировал нашу группу «ГС57-2». Бывало, вызовет меня к себе и говорит: «Евгений, тебе и ребятам такую работу нужно сделать!» И мы всё выполняли. Нужно, значит, нужно! Это — закон!

А группа у нас была ещё та! К третьему курсу среди нас уже появился Ленинский стипендиат, восемь человек учились только на «отлично». Да и вообще, половина ребят поступила в вуз после армии, а вторая половина — уже успела поработать. Короче говоря, сильная группа. Учился в нашей группе Валентин Николаевич Бутузкин. Мы его так и звали, поскольку он значительно старше был всех нас. Его мать в Горисполкоме высокий пост занимала. А сам он в юности за анекдот ввиду отмены смертной казни получил двадцать пять лет лагерей. Пошутил, а «доброжелатель» донёс… Отсидел Валентин Николаевич восемь с половиной лет. Оправдали его, вернули все документы и даже извинились. А сам Клим Ворошилов, председатель Президиума Верховного Совета СССР, дал указание принять Валентина Николаевича Бутузкина в Тульский горный институт. Забегая вперёд, скажу, что в дальнейшем Валентин Николаевич стал начальником буровзрывного комплекса Нурекской ГЭС. Так что все наши ребята хорошую школу жизни прошли. Самостоятельными были. И учились как! Учёба для них — святое! Поэтому, когда нам говорили «надо», то собиралась группа умеющих работать и учиться людей.

Задания нам разные поручали. В детские дома Тульской области ездили с концертами художественной самодеятельности. На день-два детишек к себе домой забирали погостить. Но чаще всего это были строительные работы. С 1958 по 1960 год работали мы в деревне Бунырёво, где у нас проходила мощная геологогеодезическая практика. Там, в Бунырёво, мы осуществили разбивку и построили девять финских домиков для преподавателей.

В 1961 году две группы пятикурсников на два месяца сняли с учёбы и отправили на «магнитку», сейчас «Тулачермет», на реконструкцию домны № 3. И меня вместе с ребятами — как же без секретаря комсомольской организации! Работали мы хорошо, поскольку уже имели опыт. Трудились и бетонщиками, и опалубщиками, и разнорабочими. Утро на заводе начиналось с планёрки, и проходили эти планёрки на уровне замминистра. Практически каждый день на совещаниях присутствовал первый секретарь Тульского Обкома КПСС Иван Харитонович Юнак. Реконструкция домны была делом государственной важности, а мы, студенты, с поставленной задачей справились достойно. Наградили нас Грамотами ЦК комсомола и вручили ценные подарки — часы.

А в феврале 1962 года я стал делегатом XIV съезда ВЛКСМ в Москве. Но сначала надо рассказать вот о чём. 1961 год ознаменовался закрытием некоторых шахт и резким снижением объёма добычи Подмосковного угольного бассейна. В это же самое время угольная отрасль перестала финансировать строительство главного корпуса нашего вуза. И требовалось для завершения строительных работ около 1 млн. рублей. Комсомольская организация горного института обратилась за поддержкой в Обком комсомола, к первому секретарю Валерию Малинину. Он нам в помощи не отказал, и благодаря ему мы вышли на Обком партии и Приокский Совнархоз. Заручившись их поддержкой, комсомольцы Тульского горного института написали письмо, чтобы им дали возможность поговорить на съезде о насущной проблеме.

И вот я в Москве, в числе пяти тысяч делегатов XIV съезда ВЛКСМ. А помимо делегатов — сколько участников и гостей! Глаза разбегаются! Заседали мы в только что открытом Дворце съездов, мы были вторыми, перед нами там проходил ХХ  съезд КПСС. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв обязал всё наше правительство в полном составе присутствовать на съезде молодёжи. Я и отправился на приём к председателю Совета Народного Хозяйства СССР товарищу Вениамину Эммануиловичу Дымшицу. Принял он меня и ещё представителя оружейного завода в крохотной комнатке. Сначала внимательно выслушал мою проблему. А потом спрашивает:

— А фотографии у вас есть?

— Конечно же, — отвечаю я ему, — и показываю увеличенную фотографию недостроенного корпуса. — Вид спереди и сзади.

— А стоимость одного квадратного метра сколько составляет? — опять спрашивает меня.

— 134 рубля, — без запинки отвечаю я.

— А смета есть?

— Есть, — говорю я и протягиваю ему смету.

А по смете требуется для завершения работ 1 млн. 57 тысяч рублей, в том числе на капитальные вложения — 823 тысячи.

— Выдать за счёт чёрной металлургии до 1 млн. рублей на завершение строительства главного корпуса! — такой вердикт вынес товарищ Дымшиц.

Короче говоря, я ещё со съезда не вернулся, а деньги уже поступили в Тулу. И вот это я считаю весомым вкладом комсомольской организации в дело, которое называется «Тульский государственный университет».

В 1962 году я поступил в аспирантуру, и секретарём комитета ВЛКСМ вуза стал Алексей Сафонов, до этого отвечающий за организационную работу. В дальнейшем Алексей Сафонов дорос до звания генерал-майора, был начальником УВД ТО. В том же году встал вопрос об объединении Тульского механического и Тульского горного институтов. В это же самое время я вступил в партию, партбилет мне вручал Вадим Сергеевич Усов. До октября 1963 года Алексей Сафонов исполнял обязанности секретаря комсомольской организации объединённого вуза, а в октябре 1963 года должны были пройти выборы.

И вот возвращаюсь я в институт после эксперимента, который мы проводили на шахте № 27, а меня уже ждут машфаковцы. Для разговора. Мол, так и так, хотим, чтобы ты возглавил комсомольскую организацию ТулПИ. Потом ректор Виталий Григорьевич Шорин меня пригласил к себе и тоже предложил вузовский комсомол возглавить. Так я и стал секретарём комсомольской организации Тульского политехнического института.

Скажу честно, работа отличалась от предыдущей. Перед нами стояла задача объединить разные коллективы. Тульский механический институт родился в 1930 году, а Тульский горный институт — в 1953-м. У ТМИ традиции какие! О-го-го! Они традициями своими сильны! Ну а горняки — уникальные люди. Для них чем труднее, тем лучше! Вот и нужно было эти две силы объединить. И нам это удалось! Алексей Сафонов возглавил организационный сектор, Анатолий Васильев стал комиссаром, за сектор науки отвечал Николай Матченко, за спорт — Владимир Фризен и Владимир Носов. Таких вузов, в которых более 10 тысяч студентов, в 1963 году было чуть больше десяти. И Тульский политехнический институт — в их числе!

Курировал нашу комсомольскую организацию первый секретарь ЦК комсомола Сергей Пастухов. Один-два раза в год нас приглашали в Москву, селили в гостинице «Юность» и учили, то есть проводили семинары по вопросам внутренней и внешней политики. А лекции нам читали преподаватели из МГУ и МГИМО.

Студенты ТулПИ ударно трудились на целине, но мы также стремились уделить самое пристальное внимание нашему родному Нечерноземью. И в Куркинском районе работали наши комсомольцы, и непосредственное участие в реконструкции Ефремовского завода синтетического каучука принимали. Этому предприятию очень нужны были рабочие руки, и наши ребята не подкачали. Из студентов политеха формировались и строительные, и сельскохозяйственные отряды. Мы и картошку с энтузиазмом убирали, и дома возводили. Ну и, конечно же, занимались местными вопросами, то есть вопросами родного института.

Комсомольцы ТулПИ ежегодно выполняли большой объём работ на институтских объектах: второе общежитие, одиннадцатое общежитие, пятый учебный корпус, стадион на улице Болдина… На последнем остановлюсь подробнее. Наши ребята договорились с комсомольцами Харьковского депо, и те им на безвозмездной основе отправили в Тулу десять вагонов гари. Студенты сами разгрузили эти вагоны, сами просеяли гарь и выложили ею беговые дорожки.  Старались! Хотели, чтобы наш стадион соответствовал Московским «Лужникам».

Не могу не рассказать и о людях. В своё время строительный отряд возглавлял Валерий Старцев. Сейчас это один из известнейших горняков Белоруссии, руководит крупным предприятием. Валерий с самим Батькой лично знаком. А вот Сергей Смирнов, возглавлявший, сельскохозяйственный отряд, в настоящее время занимает пост генерального директора «Гильдии поставщиков Кремля». Да, комсомольцы Тульского политехнического института хорошую школу жизни проходили. И всё это пригодилось им в будущем.

Записала Татьяна Крикункова

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности