- 21.01.2014
- Дмитрий Литвинов
Куда смотрит робот?
Очередное занятие Тульского городского физико-математического общества, которое провели преподаватели факультета кибернетики ТулГУ, было посвящено робототехнике.
Лекция предназначалась ученикам 10-11 классов и провел ее профессор кафедры робототехники и автоматизации производства, начальник управления по приему и довузовской подготовке Тульского государственного университета Владислав Викторович Котов. Он рассказал ребятам о структуре и принципе действия технического зрения роботов.
— Робототехника — это сегодня перспективнейшее направление современных технологий. Вопросы, связанные с ней, чрезвычайно сложны и чрезвычайно интересны. Это комплексная дисциплина, которая использует знания сразу нескольких научных областей — электроники, механики, кибернетики (программирования), — объясняет профессор Котов. — Конечно, за 45 минут, которые отводятся для лекции, рассказать о такой сложной теме невозможно. Но я постараюсь хотя бы немного показать ребятам, как получаемые ими абстрактные знания по физике, математике, информатике находят применение в таком сложном, композитном устройстве, как робот…
На лекции физико-математического общества могут приходить ученики всех тульских школ, а присоединиться к занятиям можно на любом этапе. Так, в занятиях факультета кибернетики принимали участие, помимо учеников 20-й гимназии, на базе которой проходят лекции, ученики тульской школы №4. Ребята специально приехали, чтобы узнать о столь интересной теме из первых уст — от преподавателя вуза, который глубоко погружен в тему.
— Мне приятно отметить, что после каждой лекции у нас находится немало заинтересованных ребят — они смотрят дополнительную литературу по той или иной теме, а для некоторых это уже становится их целью при поступлении, — комментирует учитель физики гимназии №20 Марина Николаевна Колесникова. — Но даже для тех, кто пока не проявляет столь рьяного интереса, занятия очень полезны — капля камень точит, и рано или поздно каждый из ребят найдет свою тему…
Перед началом лекции школьники делятся свежими новостями — для них визиты гостей из ТулГУ уже стали привычными. Так, в этот раз рассказали об успехе двух десятиклассниц, участвовавших в минувшие выходные в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике.
Алиса Тительман и Анастасия Богатырева — ученицы профильного физико-математического 10 «Б» класса. В гимназии, говорят, возлагают на него большие надежды: много талантливых ребят претендуют на медали по итогам обучения. А сейчас девочки рассказывают о своих успехах.
— Я не первый год участвую в олимпиадах по физике, но до регионального этапа дошла впервые, — говорит Алиса. Правда, в том не совсем ее вина: в прошлом году девушку приглашали для участия, но она заболела и не смогла прийти в день проведения. «Реабилитировалась» этом году, но о результатах пока не думает. Задания были сложные, но решаемые.
Алиса Тительман физику полюбила с 7-го класса, как только предмет появился в школьной программе. И вообще, девушка признается, что естественные науки — это ее. Десятиклассница занимается в математической школе при факультете САУ ТулГУ, где занятия ведет Александр Сергеевич Пустовгар. В том числе и знания полученные там помогали на олимпиаде, а уж на школьных уроках — точно. И, конечно, любимый учитель физики Евгения Викторовна Карчина всегда рядом со своими учениками, «олимпийские» успехи — это ее заслуга.
История Анастасии Богатыревой во многом похожа: тоже любит физику с первого дня, тоже претендует на медаль, тоже не раз участвовала в школьном этапе олимпиады. Вот только на региональный уровень пробилась впервые, чему, конечно, очень рада. Знания, полученные в гимназии, очень помогли, а вот списать или что-то подсказать подруге или получить подсказку от нее, на олимпиаде было нереально — в аудитории царила строгая дисциплина. Но девушка уверена, что справилась с возложенной на нее задачей.
— Физика — это наука о жизни, обо всем, что нас окружает. Ну как ее можно не любить и не интересоваться этим? — искренне удивляется Настя. — Мне очень интересно, как все вокруг устроено, как работает, поэтому я с удовольствием хожу на занятия физико-математического общества…
Курирующие преподаватели отмечают, что на лекциях преподавателей ТулГУ девочек и мальчиков поровну, а, значит, точные науки интересны всем. Для кого-то занятия — возможность подтянуться по предмету, для других — расширение горизонтов.
— По физике у меня «четверки» и «пятерки», но надеюсь выйти на твердое «отлично», — поделился десятиклассник Николай Кирьянов. — По другим предметам тоже стараюсь успевать, но нет-нет, да и проскочит где-нибудь «тройка». В предметных олимпиадах стараюсь участвовать, чтобы проверить себя, но пока дальше школьного уровня не продвинулся…
Николай рассказал и о своем опыте посещения занятий физико-математического общества — пока ему все очень нравится. И даже будущую специальность удалось присмотреть — школьник решил поступать в Институт высокоточных систем им. В.П. Грязева ТулГУ на направление «Артиллерийские системы вооружения».
Впрочем, впереди новые лекции от представителей других факультетов ТулГУ — до конца учебного года занятия проведут представители почти всех факультетов вуза. А на следующей неделе школьников ждут на факультете кибернетики — покажут учебный процесс изнутри.