О критериях и показателях эффективности вузов

  • 06.03.2014
  • Татьяна Крикункова

О критериях и показателях эффективности вузов

Шестого марта в Тульском государственном университете состоялось внеочередное заседание Совета ректоров вузов Тульской области. Участие в нём принял руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов. Его выступление было посвящено критериям и показателям эффективности вузов.

Сергей Сергеевич рассказал о новой Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, председателем которой является он сам, а сопредседателем — заместитель Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климов. Основная цель Аккредитационной коллегии, по словам Кравцова, заключается в повышении качества высшего профессионального образования посредством осуществления процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности. Докладчик подчеркнул, что региональные комиссии Рособнадзора будут созданы во всех федеральных округах, а в их состав войдут представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений предпринимателей, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации и органов студенческого самоуправления.

Было принято решение, отметил выступающий, и о создании Аккредитационной комиссии в каждом субъекте Федерации. Территориальные комиссии Рособнадзора позволят установить эффективность/неэффективность образовательных программ учреждений ВПО, а также определить, насколько они отвечают потребностям регионов.

— Образно представим, что система ВПО России — это пирамида, — сказал Сергей Сергеевич. — Верхушку её составляют зарекомендовавшие себя вузы с традициями, вузы, которые занимают определённые позиции в Международном рейтинге. А вот основание пирамиды формируют вузы, которые не дают качественного образования. К сожалению! В настоящее время в нашей стране работает 2,5 тысячи образовательных учреждений, при этом численность населения России составляет 150 млн. человек. В советские времена численность населения России была гораздо выше, а вузов было всего 500. И эти вузы давали очень качественное образование, которое высоко котировалось за рубежом. Так вот, основная задача Рособнадзора заключается в том, чтобы перевернуть эту пирамиду. Количество высших учебных заведений, дающих достойное образование, должно значительно возрасти! Вузы же, располагающиеся в квартирах, осуществляющие свою деятельность в не приспособленных для учёбы условиях, негативно влияют на всю систему образования в РФ. Что делать? Необходимо развивать механизмы повышения качества образовательной деятельности. Под механизмами понимаются развитие системы менеджмента качества и системы внутренней оценки качества образования, педагогическая экспертиза, а также профессионально-общественная аккредитация.

Давая общую картину структуры сети образовательных организаций высшего образования в РФ, Сергей Сергеевич Кравцов подчеркнул, что государственные вузы в нашей стране составляют 19%, филиалы государственных вузов — 44%, негосударственные вузы — 15%, а их филиалы — 22%. Требования, предъявляемые к государственным и негосударственным вузам, сделал акцент докладчик, должны быть одинаковыми. (Для заметки: в Казахстане принят закон, запрещающий государственным вузам иметь филиалы.) И в государственных, и в негосударственным вузах наблюдается тенденция: наибольшей популярностью у студентов пользуются экономика и управление, а также юриспруденция. Однако ни в коем случае нельзя забывать о том, подчеркнул выступающий, что инженерное образование является залогом успешного развития  нашей страны, будущим нашей экономики.

Что касается Тульской области, то здесь, отметил руководитель Рособнадзора, есть 23 вуза, имеющих лицензию, но не имеющих аккредитации. Складывается очень «интересная» ситуация, поскольку выдавать дипломы государственного образца эти учреждения не имеют права.

По результатам мониторинга, сказал докладчик, 65% вузов Тульской области входят в группу эффективных, 22% вузов нашего региона признаны неэффективными. Есть и такие, которые формально существуют, но реальную деятельность не осуществляют. Естественно, что таких образовательных организаций быть не должно!

Имеющими приоритетное значение для дальнейшего развития экономики Тульской области Сергей Сергеевич Кравцов назвал следующие укрупнённые группы направлений подготовки и специальности: сельское и рыбное хозяйство, металлургию, машиностроение и металлообработку, химию и биотехнологии, технологию продовольственных продуктов и потребительских товаров.

После выступления руководителя Рособнадзора члены Совета ректоров вузов Тульской области имели возможность задать докладчику вопросы.

Ректор Тульского института экономики и информатики Евгений Борисович Карпов поинтересовался относительно развития дистанционного образования. Он подчеркнул, что отечественное образование ориентируется на европейское, в котором всё большую популярность завоёвывают электронные технологии.

— Необходимо нормативно закрепить формы дистанционного образования, это нужно для того, чтобы оно не превратилось, образно говоря, в профанацию, — ответил Сергей Сергеевич. — В СССР заочную форму обучения охотно выбирали выпускники средних специальных учреждений. При этом заочная форма обучения сопрягалась с практикой — ребята учились, трудясь на производстве. Даже формулировка такая была «без отрыва от производства». Сегодня, что уж там скрывать, многие выбирают дистанционную форму обучения, чтобы получить корочки. А диплом ВПО в РФ эквивалентен, как вы знаете, с точки зрения и очного, и заочного образования. Естественно, мы должны идти в ногу со временем, а потому от электронного, дистанционного обучения никуда не убежим. Элементы электронного образования должны использоваться для интенсификации процесса обучения, но ни в коем случае не подменять его. Особого внимания требуют, конечно же, и вопросы образовательного контента. Необходима его экспертиза, поскольку в ряде вузов он не соответствует требованиям.

— В Тульском государственном университете несколько лет тому назад был создан Интернет-институт, — сказал ректор ТулГУ Михаил Васильевич Грязев. — Обучение там ведётся по 12 направлениям, половину которых составляют технические специальности. Дистанционная форма обучения удобна для людей с ограниченными возможностями, для военнослужащих. Год назад с заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Юрьевной Голодец  мы начали заниматься вопросами социальной справедливости, речь идёт о выделении бюджетных мест инвалидам, обучающимся дистанционно. И сейчас пытаемся реализовать наш эксперимент. Кроме того, обучение в интернет-институте ТулГУ проходят сотни иностранных студентов — граждане государств-членов СНГ, Европы, Азии и даже русскоязычные американцы.

Ректор Тульского государственного педагогического университета Владимир Алексеевич Панин поднял вопрос о праве устанавливать цены на обучение в соответствии с государственной аккредитацией. Сергей Сергеевич Кравцов пообещал взять это предложение на карандаш.

Председатель Тульского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки Ольга Владимировна Ларичева спросила у Сергея Сергеевича, имеются ли у Рособнадзора полномочия оценить качество и увеличить количество бюджетных мест для филиалов, которым более пятидесяти лет. В качестве примера она привела Новомосковский филиал РХТУ им. Д.И. Менделеева, которому уже 55 лет.

— На распределение контрольных цифр приёма мы не влияем, — ответил руководитель Рособнадзора. — Этот вопрос я тоже возьму себе на заметку. Но если филиалы не дублируют вузы по направлениям подготовки и представляют интерес с точки зрения развития экономики региона, то такие эксклюзивы нужно обязательно поддерживать. Во главе угла — ориентация на потребность экономики. При решении этого вопроса огромное значение имеет деятельность Аккредитационной комиссии, о которой я говорил. В состав её входят председатель Совета ректоров округа, представители промышленного сектора, то есть те люди, которые знакомы с потребностями региона.

Начальник инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования Наталья Евгеньевна Орлихина задала вопросы, касающиеся развития профессиональной экспертизы в сфере образования, деятельности экспертного сообщества и проведения для экспертов курсов повышения квалификации. Кроме того, Наталья Евгеньевна поинтересовалась относительно новых лицензионных требований к подготовке водителей авто- и мотошкол.

— Курсы повышения квалификации экспертов мы организуем, — сказал руководитель Рособнадзора, — создадим унифицированную систему подготовки и переподготовки экспертов и требований к ним. Очень важно, чтобы эксперты привлекались к аккредитационным проверкам образовательных организаций. Я предлагаю членам Совета ректоров вузов ТО составить список экспертов, которые будут участвовать в аккредитационных проверках.

Председатель Совета директоров средних специальных заведений Тульской области, директор сельскохозяйственного колледжа Олег Анатольевич Глотов поинтересовался о деятельности Рособнадзора по развитию НПО и СПО.

— Начальное и среднее профессиональное образование теперь интегрированное, — подчеркнул Сергей Сергеевич. — В приоритете у нас — решение вопросов, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений СПО и с повышением заработной платы преподавателям.

— В Тульской области реализуется программа развития СПО. На очередной трёхлетний этап её осуществления заложено 100 млн. рублей, — сказал министр образования Тульской области Денис Владимирович Бычков.

— А Тульский государственный университет успешно реализует программу прикладного бакалавриата, — добавил Михаил Васильевич Грязев. — Три года тому назад в структуру нашего вуза вошёл Технический колледж им. С.И. Мосина, и теперь мы осуществляем подготовку специалистов среднего звена для предприятий. Мы прекрасно понимаем, что нынешнему производству нужны высококвалифицированные кадры, и именно такие кадры мы стремимся вырастить!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности