- 15.04.2014
- Дмитрий Литвинов
Беседа о науке, творчестве и их связи
Очередное занятие Городского физико-математического общества школьников, проводимое преподавателями Политехнического института ТулГУ, впервые прошло не в форме лекции, а в формате беседы на равных со слушателями.
Такой формат выбрал профессор кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» Михаил Вениаминович Малиованов. Он сразу сказал:
— Моя задача — заинтересовать слушателей и дать им почву для получения новых знаний. Если ребятам будет интересно, то впоследствии они смогут углубиться в изучение темы связи науки и современного инженерного дела. Я с удовольствием посоветую им литературу и даже, если будет нужно, проведу дополнительные занятия. А пока — мы просто побеседуем…
Как всегда, второе факультетское занятие предназначено для старшеклассников, то есть тех ребят, кто уже сегодня планирует поступление в вуз. Большинство из них уже определились если не в конкретным учебным заведением, то уж точно с будущим профилем обучения. Многие из присутствовавших на сегодняшнем занятии — будущие инженеры, конструкторы, разработчики, то есть ребята, выбравшие технические направления подготовки.
На занятии присутствовали не только ученики 20-й гимназии, на базе которой работает Городское физико-математическое общество, но и ребята из тульской школы №65, приехавшие специально на лекцию. И они не пожалели, что впервые посетили столь необычный урок. Профессор из ТулГУ обещание сдержал, и в течение часа в общении со школьниками понемногу раскрывал очень интересную тему.
— В давние времена инженерное дело было скорее искусством, основанном на уже имеющемся у человечества опыте и интуиции. Сегодня же инженерное дело связано в первую очередь с наукой, а это совсем другая история. Наука устанавливает связи между теми или иными явлениями, выявляет закономерности, свойственные природе вещей…
Таким образом, в современном инженерном мире удельный вес науки куда больше, чем искусства, и все-таки последнему тоже есть место. Речь, конечно, идет об изобретательстве. Оно основано на фундаментальных знаниях, но открыть или создать что-то новое может, пожалуй, только одаренный человек.
Есть у человека талант к определенному делу или его нет — об этом порой можно сказать только погрузившись в это самое дело. Зато развивать инженерные навыки у себя может каждый.
— Я бы выделил три группы навыков. Во-первых, обучение. Это все, что вы узнаете в вузе, все, о чем вам расскажут преподаватели и учебники. Во-вторых, опыт работы, который вы приобретете со временем. И это уже будет самообразование. И, наконец, третья группа, самая сложная — изучение на основе опыта комплекса дисциплин и связи между ними. Это уже и есть наука, — говорил М.В. Малиованов.
Многие ребята, вдохновленные услышанным, по окончании занятия уже не сомневались в том, что наука — это интересно. Но стать учеными пока захотели далеко не все. Решение об этом они будут принимать уже будучи студентами, а произойдет это совсем скоро.