Врач — второй человек после Бога

  • 22.04.2014
  • Татьяна Крикункова

Врач — второй человек после Бога

22 апреля студенты лечебного факультета Медицинского института Тульского государственного университета встретились с Заслуженным врачом России, членом Союза писателей России Эдуардом Павловичем Георгиевским.

Эдуард Павлович окончил 1-ый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. В течение трёх лет работал терапевтом на Сахалине. Стоял у истоков создания инфекционного отделения Тульской областной больницы. Именно под руководством Георгиевского отделение превратилось в инфекционно-диагностическое. Эдуард Павлович является основателем, составителем и главным редактором проекта «На крыльях Пегаса», автором сборников стихов и прозы. В настоящее время занимает должность медицинского консультанта в компании «Арго».

«СВОЯ СТЕЗЯ»

Так называется повесть Эдуарда Павловича Георгиевского, его шестая книга. В произведении прослеживается путь становления молодого врача Вадима Петровича, в котором читатель сразу же узнаёт автора книги. Вот так, на основе собственной судьбы, писатель Георгиевский рассказывает нам о трудном, но благородном ремесле врача. И не просто хорошего врача, но и человека, способного преодолеть трудности и в любых обстоятельствах прийти на помощь.

— «Здравствуй, племя, младое, незнакомое!» Именно этими пушкинскими словами я хочу поприветствовать вас, мои дорогие друзья! — произнёс Эдуард Павлович, войдя в аудиторию, где его уже ждали будущие медики. — Я хочу, чтобы у нас с вами сегодня была человеческая, простая беседа. Не официоз, а обмен мнениями. Так лучше, так мы сразу же достучимся друг до друга. Я расскажу вам о своей жизни, о том, как я стал врачом, а вы мне зададите вопросы. У каждого человека своя стезя — у меня, у вас, у всех остальных. Как пройти её, не изменяя себе?.. Вот об этом и будет наш разговор.

УНИВЕРСИТЕТЫ ЖИЗНИ

Родился Эдуард Павлович 4 мая 1937 года. А в 1-ый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова поступил в… 1960 году. Сразу же после школы с лучшим дружком Сашкой Сушкиным поступали в Рязанский мединститут, да не поступили — двух баллов не хватило. Три года отслужил Эдуард в армии. Направили его сначала в Закарпатье, в роту санитарных инструкторов. А рота санитарных инструкторов, как известно, это первичное звено медицинской службы. Опыт хороший приобрёл. Взять хотя бы портянки. Кто из новобранцев умел их на ноги наматывать?.. Да никто, и молодой солдат Георгиевский — не исключение. Мозоли такие набивались, что ступить невмоготу. И другим будущий доктор помогал, и себя не забывал. Набивал руку. Через три месяца перевели Георгиевского во Львов, в отдельный полк связи. Здесь уже занимался солдат-срочник другими вопросами, перешёл, так сказать, от медицины к технике.

На последнем году службы решил подать документы во Львовский медицинский институт. Но не зря же говорят, что человек полагает, а Господь располагает. За неделю до первого экзамена Эдуарда вызвал к себе комбат, так, мол, и так, завтра учения с манёврами, а потому будь, друг, к ним готов. Ничего не поделаешь — пришлось отложить поступление. После демобилизации вернулся в Тулу, устроился на Тульскую телефонно-телеграфную станцию надсмотрщиком за аппаратурой. Именно так эта должность и называлась. А опыт, приобретённый в отдельном полку связи, очень даже пригодился.

— Не надо чураться любой работы, ребята! — дал совет Эдуард Павлович. — Любая работа вам обязательно пригодится в жизни!

МАЯКОВСКИЙ ПОМОГ

Но мечту свою о медицинской стезе Эдуард продолжал лелеять в душе. Волновался, конечно же, а вдруг не поступит. Времени-то сколько утекло! Готовился, старался. Экзамены сдал успешно. А сочинение по Маяковскому как хорошо написал! И всё потому, что творчество Маяковского Эдуард знал и любил.

— Да, помог мне Маяковский, — рассказал Георгиевский, — а я помог соседу своему. Сидел рядом со мной парень. Он, как узнал, что сочинение по Маяковскому будет, сразу пригорюнился. Не знал он его произведения. А я и говорю парню-то: «Ты списывай у меня, только абзацы перетасуй, свою компоновку сделай!» Он послушался моего совета и написал сочинение на твёрдую четвёрку. Потом этот человек работал областным урологом. А то бы не поступил из-за Маяковского… А меня, как человека, хорошо знающего русский язык, заселили в общежитие к иностранцам. Мы этим ребятам помогали быстрее выучить русский язык.

«В ДУШЕ Я РОМАНТИК»

Так вот, стал я студентом. Учусь, постигаю знания. А с третьего курса увлёкся туризмом. Понятное дело, в свободное от учёбы время. Начал с походов выходного дня, затем были Енисей, Мещёра, Хибины… В душе-то я романтик. А ещё мне очень хотелось самостоятельность проявить. Меня очень тяготили медицинские обходы: впереди главный врач шествует, за ним свита из медицинских «чинов». И все в палату к больным. Вот я и решил после института поехать куда-нибудь далеко-далеко, чтобы свою самостоятельность проявить. И поехал я на Сахалин. Терапевтом был, в здравпункте целлюлозного комбината работал. Скажу вам, там зэки трудились. Я сначала спасовал, мол, как я тут буду… А медицинские кабинеты на комбинате так были оснащены, что у меня руки зачесались. Свыкся, да так в работу втянулся. На Сахалине я прожил три года. Потом мама моя умерла, следом тесть, и пришлось нам вернуться в Тулу.

СТАНОВЛЕНИЕ ИНФЕКЦИОНИСТА

— И вот вернулись мы в Тулу. Надо, значит, трудоустраиваться. Пошёл я на приём к главному врачу Тульской областной больницы, — продолжил своё повествование Эдуард Павлович. —  Но тут надо вам предысторию рассказать. С главным врачом я был знаком с четвёртого курса института. Попросил я его тогда дать мне возможность присутствовать на операции, мол, а вдруг я хирургом стану. Он разрешил, и я пришёл на операцию. Разрезали больного, брызнула кровь, а я… хлоп в обморок. Привели меня в чувство, и понял я, что не выйдет из меня хирурга. Так вот, после Сахалина, пошёл я на приём к главному врачу облбольницы. А он меня перенаправил к даме одной, мэтрессе тульской медицины. Прихожу к ней, а у неё со стола целлулоидные кардиограммы свисают. И их столько! Дама на меня в упор смотрит и с места в карьер спрашивает: «Можете кардиограммы расшифровывать? Ну-ка попробуйте!» А я возьми да и расшифруй! На Сахалине-то расшифровывал. Она сразу меня к себе и взяла. Был я заведующим приёмным отделением и совмещал эту должность с работой в терапевтическом отделении. Началось в Туле строительство новой областной больницы. Инфекционного отделения в старой не было, а в новой — должно быть. Отправили меня на четыре месяца в Ереван на учёбу по инфекционным болезням. Там преподаватель была такая, вдумчивая, серьёзная. Она нам много дала в плане знаний. А в конце учёбы предложила нам предоставить материал об интересном случае из нашей практики. А я в это время увлекался совместимостью антибиотиков. Я даже таблицу совместимости составил, с ней и выступил в Ереване. И моей работай очень заинтересовались врачи и в своей практике её использовали.

«ИНФЕКЦИОНИСТ — СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ИЗУМИТЕЛЬНАЯ»

— Именно так! — произнёс Эдуард Павлович. — Инфекционный больной находится посередине пограничных состояний, а потому нам, врачам, нужно составить алгоритм определения болезни. Диарея, тошнота, температура — это инфекция?.. Или аппендицит?.. Инфекционисты очень хорошо знают симптомы острого живота, и хирурги им доверяют. Были случаи, когда именно инфекционист ставил диагноз «аппендицит». Мы и «острый холецистит» поставить можем. Вспышки брюшного тифа, менингококковая инфекция… Последнюю тоже трудно диагностировать. Нужно брать на анализ спинномозговую жидкость. Я, кстати, на трупах тренировался спинномозговую жидкость брать. Значение диагностики в инфекционном отделении — важнейшее дело. Поэтому-то наше отделение и стало инфекционно-диагностическим.

ВТОРОЙ ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ БОГА…

— «Из сердца исчезла тревога, И детский не слышится плач. Второй человек после Бога Был, есть и останется ВРАЧ», — это четверостишие  я сочинил сам, оно и стало эпиграфом к моей книге, — пояснил Эдуард Павлович Георгиевский. — Врач имеет одну цель — помочь больному. И этой цели он должен следовать всю свою жизнь! Расширяйте свой кругозор, изучайте новое, двигайтесь дальше. В 62 года я перенёс инсульт. Врачи поставили меня на ноги. И, вы знаете, с помощью пищевых добавок. Нельзя категорично откидывать всё новое. Пройдёт время, и отношение к пищевым добавкам изменится. Вот заболел человек. Врач может «задавить» его антибиотиками, что приведёт к дисбактериозу, а может, тщательно всё проанализировав, порекомендовать здоровый образ жизни и приём пищевых добавок. Вот ещё что. Вечер. Вы, врач, сидите в домашних тапочках перед телевизором и отдыхаете. И вдруг звонок в дверь. Заболел соседский мальчишка семи лет. Температура. Вы встали и пошли к нему. И если даже у вас другая специализация, вы должны успокоить, ободрить и помочь хотя бы советом. Я от больных никогда ничего не скрывал! Так считал и считаю! Человек должен мобилизовать свои внутренние резервы.

ТЕЗИСЫ ОТ ГЕОРГИЕВСКОГО

В спутники жизни выбирайте человека надёжного. Это — 75% счастья!

Не надо искать синекуру! Тёплое местечко —  не удел врача! Начинайте с нуля, трудитесь, стремитесь, и у вас всё получится!

Врач постоянно должен быть на взводе. Кроме того, врач — человек собранный. И в этом его привилегия!

Врач должен быть экспериментатором.

Когда идёте на обход, смотрите на выражение лиц больных. Улыбаются, значит, идут на поправку. Курильщик закурил, а женщина начала подкрашивать губы — хороший признак. Выздоравливают!

Бывают неинтересные лекции. Или вы заболели. Короче говоря, пропустили занятие. Всё может быть. Но! Пропущенные знания вы должны восполнить. Суть их уловить. Знания, что родник — если его не пополнять, он иссыхает.

Работать в глубинке плохо. Это — миф! Наоборот, человек накапливает большой опыт, берёт на себя ответственность, растёт как специалист.

Никогда не учите билеты! Учите все разделы! Можно выучить все билеты, но остаться без фундаментальных знаний, пропустить причинно-следственные связи.

Чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. Не бойтесь отдавать!

Фридрих Энгельс однажды заметил: «Человек, родившись, сделал первый шаг к своей смерти». Эта фраза запала мне в душу, я и решил написать книгу. Считаю, главное в том, как прожить свою жизнь. Уверен, что человек должен быть социально значимой личностью!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности