Больница, которая выстояла!

  • 15.06.2014

Больница, которая выстояла!

Материал, подготовленный кафедрой медико-биологических дисциплин и кафедрой психиатрии и наркологии лечебного факультета Тульского государственного университета, посвящается Дню медицинского работника. Уверены, что равнодушных не будет! Ведь общечеловеческие ценности непреходящи.

Одной из клинических баз лечебного факультета Медицинского института Тульского государственного университета является Тульская областная психиатрическая больница №1 им. Н.П. Каменева.

У этой больницы с более чем вековой историей славное военное прошлое. «Из числа работников больницы в течение июля-октября 1941 года на фронт было направлено 99 человек, в том числе 3 врача, — свидетельствуют архивные данные. — 28 октября 1941 года фашистскими войсками была занята Ясная Поляна и Косая Гора, 1 ноября — Болохово, 8 ноября — деревня Большая Еловая и село Петелино. В этот же день фашистские войска появились на территории психиатрической больницы. Продвинуться дальше фашистам не удалось».

Территория больницы стала передним краем Тульской оборонительной операции, а саму больницу оккупировали фашисты. В связи с необычайно трудной обстановкой на фронтах, сложностью и большим объёмом перевозок в тыл она не эвакуировалась. Более того, в Петелинскую больницу была направлена и принята часть пациентов из Смоленской психиатрической больницы.

Больные и обслуживающий персонал испытывали все ужасы кровопролитных боев на переднем крае фронта, все ужасы жизни на оккупированной врагом территории. Ни света, ни воды, ни отопления, ни стёкол в окнах. Больных укладывали спать чуть ли не штабелями, чтобы они не погибли от жесточайших морозов. Медперсонал спасался от холода в промёрзших котельных. Пациентам варили щи из крапивы и конского щавеля, а вместо каши — грязную рожь. Больные, находившиеся не в столь критичном состоянии, подбирали трупы лошадей, и тогда скудный рацион «скрашивала» не первой свежести конина. Вместо воды пили окровавленный и пахнущий дымом растопленный снег.

Немцы мародёрствовали — забирали всё: еду, одежду, даже медицинские халаты. Их они использовали в качестве маскировочных. Поэтому сотрудникам приходилось красить их, чтобы не отняли.

Работники больницы выполняли свой патриотический долг и проявляли гуманизм, не считаясь с опасностями артиллерийских обстрелов, танковых атак, бомбардировок, жестокости фашистских солдат и офицеров: обслуживали душевнобольных, спасали и выхаживали раненых воинов, оставшихся на территории больницы после боев. Солдаты, получившие ранения, поступали в приёмное отделение психиатрической больницы. А всего через приёмный покой прошло 500 раненых.

Как в блокадном Ленинграде многие люди не выходили из замёрзших цехов, так и сотрудники Петелинской больницы работали практически целыми сутками — демонстрировали силу человеческого духа, не сломленного ни невзгодами, ни страхом смерти. Обо всём об этом подробно рассказано в письмах-воспоминаниях свидетелей и непосредственных участников тех страшных дней — санитарок, медицинских сестёр —  в ответ на запрос главного врача больницы (с 1950 по 1979 год) Василия Терентьевича Свиридова, который помимо модернизации больницы делом необычайной важности считал и создание музея её истории.

Безусловно, письма непосредственных участников тяжёлых военных дней не являются официальными документами, но описанные в них события, люди, их поступки дают подлинное, живое представление о сложившейся ситуации и позволяют полновесно оценить сухие факты официальных сводок. Война, как индикатор, выявила и преданность, и стойкость, и честность, и мужество, и выносливость, и жертвенность, и подлость, и трусость людей.

Яркий пример тому неоднократно упоминающиеся в письмах факты о докторе Н.А. Глаголеве, свидетельствующие о том, что «…все трудности переносились легко во время главврача Глаголева Н.А.». На предложение немецкого командования уничтожить тяжелобольных доктор Глаголев ответил категорическим отказом: «Пусть что хотят со мной делают, ведь больных и так очень много умирает от голода…».

Совершенно противоположно характеризуется Грин Александр Давыдович, который в период оккупации больницы фашистскими войсками, опасаясь за свою жизнь, погрузил своё имущество, продукты на больничную «полуторку» и покинул больницу. «…Доктор Грин наш уехал, покинул наших больных и нас, что хочешь, то и делай…». Вернулся в Петелино, когда оно уже было освобождено нашими войсками. Упоминается в письмах, что он был «…жестокий к больным и к обслуживающему персоналу». «После ухода немцев, в скорости обратно приехал Грин А.Д. Несмотря на то, что сберегли отделение и больных, он всё время издевался над служащими и над больными. Больных посылал в подсобное хозяйство работать  раздетыми и разутыми. Выращенную хорошую капусту, овощи отправляли ночами неизвестно куда. Директоров подсобного хозяйства он менял очень часто. Когда врачи Бернгард Б.Ф. и Гончарова Д.П. задавали ему вопрос: «Куда идут хорошие продукты?», он говорил, что для снабжения Красной армии…

Но всё же это было редкое исключение из правил. Гораздо больше фактов, свидетельствующих о самоотверженности, высокой нравственной позиции и человеческом долге. «В 70 корпусе медицинскую помощь оказывали Бернгард Богуслав Фадеевич, Кротков Николай  Владимирович, — свидетельствуют письма-воспоминания. — Немцами была поймана  наша девушка из деревни Таптыково. Немцы надругались над ней. Богуслав Фадеевич хорошо владел немецким языком, пошёл к немцам и добился её освобождения. В 70 отделении был организован изолятор под руководством врача Кроткова. Он производил операции и нашим служащим, и раненым солдатам, так как мы их выдавали за своих больных, тем самым спасая их от немцев. Очень уважали сотрудники доктора Кроткова. Самоотверженно работали врачи: Кротков Н.В., Глаголев П.А., Бернгард П.Ф., Носова Н.А., Надеждин Н.Н., Лебедева М.Я., мл. брат Бурмистров В.И. и мед. сестры приёмного отделения Наумова М.В., Белецкая Е.М., Митина А.М., медсёстры Удалая П.И., Горохова М.М.. Зав. аптекой Теренин С.В. с риском для жизни во время стрельбы ходил в аптеку и выдавал перевязочный материал для раненых. Персонала в отделении оставалось мало, т.к. служащие из деревень бросили работу. Было несколько человек, проживающих на территории больницы: мл. брат Клесарев А.В., санитарки Янова М., Фитирова Н., Угарова П.В., они работали круглосуточно. Врачи отделения не выходили целыми сутками, заполняли истории болезни оставшихся  в живых больных и истории болезни умерших. Создавали условия для ухода за больными…».

А насколько красноречиво говорит за себя тот факт, что даже в суровую военную зиму 1941-го рубка дров в лесу воспринималась не иначе как преступление самими замерзающими людьми. «…дрова для топлива добывали ночью с больными в Дорбовском и Еловском лесах, пилили, кто сколько донесет, воровали (хотя была война, но лес охранялся). Посылали санитарок  в лес за сучьями, а бывало так, что шли на преступление — рубили молодые деревья на дрова…». Вот он, пример великодушия и истинного гуманизма!

Из 90 больных выжило 52 человека... Но ведь выжили! Им не дали погибнуть!

Выстояла Петелинская больница! Выстояла!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности