- 19.03.2015
- Татьяна Крикункова
Во имя Родины
Восемнадцатого марта в Тульском государственном университете прошла встреча студентов с представителями Тульской областной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана»: майорами в отставке Вячеславом Васильевичем Синицыным и Валерием Тимирхановичем Бодрединовым, полковником в отставке Владимиром Михайловичем Пузанковым. Последний — автор уникальных фотографий, рассказывающих о советских воинах, исполнявших свой интернациональный долг в Республике Афганистан. В ходе встречи студенты имели возможность увидеть эти снимки.
«Это было не зря!»
— Мы пришли сегодня к вам, уважаемые друзья, для того, чтобы рассказать ту настоящую правду, которая долго умалчивалась, но которую мы всегда знали, — такими словами приветствовал участников встречи Вячеслав Васильевич Синицын. — В последние годы нередко можно услышать высказывания, что участие воинов Советской Армии в афганской войне — всё это было зря. Нет, ребята, это было не зря! И вы должны осознать это!
После слов Вячеслава Васильевича на экране замелькали первые кадры видеофильма, посвящённого войне в Афганистане.
— Афганская война особняком стоит в истории нашей страны, — прозвучал голос ведущей. — Длилась война с декабря 1979-го по февраль 1989 года. Необходимо знать, что Советские войска вошли в Афганистан согласно Договору. В стране сменилась власть, её оккупировали пакистанцы, пролились реки крови. На тот момент в Афганистане действовало 10 крупных оппозиционных группировок. Политический руководитель страны, Хафизулла Амин, попросивший помощи у Советского Союза, на самом деле, как утверждают исследователи, был сотрудником ЦРУ. В любой момент Афганистан мог стать полигоном для испытаний новейших образцов оружия, разработанного в США, Франции, Китае и Социалистической Югославии.
Именно благодаря воинам Советской Армии, исполнившим свой интернациональный долг в Республике Афганистан, были обеспечены мир и спокойствие наших Среднеазиатских Республик. Именно благодаря советским воинам было предотвращено распространение исламского фундаментализма. Именно наши солдаты остановили бойню, учинённую пакистанцами, и именно они осуществляли полный политический контроль территории, которая непосредственно прилегала к территории Советского Союза. Командующий 40-ой армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов сказал: «Сороковая армия выполнила свои задачи, делала то, что считала нужным, а все её действия носили либо упреждающий, либо ответный характер».
Советские солдаты не только воевали с моджахедами, но и строили дома, возводили больницы и детские сады, они оставили на территории страны 200 военных городков. А коренное население Афганистана, что уж тут скрывать, было скорее боеспособным, чем трудоспособным. Наши солдаты обеспечили десять лет спокойствия на Востоке, десять лет отсутствия наркотиков в этом регионе. Не успели наши войска покинуть Афганистан, как ситуация сразу же изменилась не в лучшую сторону!
«Страшно красивый Восток»
— Когда нас отправляли в Афганистан, — снова взял слово Вячеслав Васильевич Синицын, — мы ещё не очень понимали, куда едем. А когда прибыли… Днём жара от 60 до 83 градусов по Цельсию, особенно в горах, солнце постоянно в зените. Днём не знаешь, как пережить жару, ночью не знаешь, как пережить холод. Вот такие перепады температуры. В каждой палатке стояли печки-буржуйки, потому что спать было очень холодно. Кругом змеи и скорпионы. Вода привозная, из водоёмов пить было нельзя.
Нам было страшно, это естественно. Как всем нормальным людям, нам хотелось жить. Жить! Убить человека очень тяжело! Очень! Надо перейти определённую психологическую грань. Мы не воевали с мирными афганцами, мы остановили бойню и защищали кишлаки.
Однажды, а холод был в этот день ужасный, наткнулись мы на афганских детишек. Мы — в полной амуниции, а они — в резиновых калошах на босу ногу. Увидели такое дело и отдали всё ребятам: шинели, шапки. У нас с собой тушёнка была, и тушёнку всю отдали.
А со мной однажды случай произошёл, благодаря которому я разучился не то что спать, а дремать на дежурстве. Охраняли мы аэродром один, в танках находились. Пятый час утра, чувствую, что засыпаю. Вижу сон, будто бы ко мне приближается душман. Вздрогнул, глаза разлепил, а передо мною — лицо душмана. На секунду подумал: «Может, это сон продолжается?» Но это был не сон: настоящий душман уже подтянулся на гусеницу, вот-вот в танк запрыгнет. Мои руки интуитивно сжали автомат. Он заметил моё движение, натянуто улыбнулся и произнёс: «Ой, мистер» и исчез. Они нас всех «мистерами» называли. С тех пор я на дежурствах всегда был начеку.
— Мы однажды стояли в степи, в нашу задачу входило боевое охранение полка, — рассказал Валерий Тимирханович Бодрединов. — Вырыли по периметру окопы, я их проверял. Вдруг слышу — топот и гул. Что такое! Кричу: «Огонь!» Открыли огонь, а от нас целый табун лошадей развернулся и бросился прочь. Танки они, конечно же, не раздавили бы, а вот нас — запросто. Как эти лошади появились?..
А однажды мы возвращались с боевых действий. Жара, духота. Не выдержали — бросились к протекающей рядом реке. Речка быстрая, а вода в ней мутная, почти чёрная. Вот вошёл я в реку, зачерпнул горсть воды и чуть сознание не потерял: в моей руке оказалась отрезанная человеческая голова. А перед этим в Афганистане пропала олимпийская команда, которая должна была ехать на Олимпиаду-80. Оказывается, их всех поубивали, головы отрезали и побросали обезображенные останки в реку.
— И с нами похожий случай произошёл, — опять включился Вячеслав Васильевич Синицын. — Охраняли мы реку Кабул, из танков соорудили доты. А поскольку сами кормили вшей, да, было такое, то решили искупаться. Я-то сам плавать тогда не умел, осторожно вошёл в воду и вдруг вижу, как что-то впереди меня плывёт. Это был труп мужчины с объеденными рыбами руками. А следом ещё труп — женщины. С кем-то, значит, душманы расправились. На Востоке смерть страшна, и мы эту смерть видели своими глазами.
Наши колонны везли в Афганистан продовольствие, бытовые приборы, строительные материалы. Практически все дороги в Афганистане были построены Советским Союзом. «Духи» были крайне заинтересованы в уничтожении этих колонн, потому что это могло вызвать недовольство населения. А это им на руку. Мы же должны были эти колонны сохранить!
— С 1985 по 1987 год я был в Афганистане, сначала помощником, потом старшим помощником начальника отделения разведки 103-ей воздушно-десантной дивизии, — взял слово Владимир Михайлович Пузанков. — На дорогах шла постоянная война. Наша основная задача заключалась в проверке путей, по которой шли колонны. Три раза в день фотографировали дорогу, потом сравнивали фотографии и находили нарушения дорожного покрова. В 1987-м на участке в 10 км — операция называлась «Магистраль» — сняли более 300 мин. Представляете, сколько бы наших людей и техники подорвалось! Засады устраивали против караванов, везущих оружие из Пакистана и в Пакистан. Контрабандисты оружие часто на лазурит обменивали.
Война — это тяжёлая работа. Во всех смыслах! Например, проморгал — схлопотал пулю. Сменщик мой, Слава Перетокин, однажды на секунду высунулся из-за брони… и снайпер попал ему в лоб. И отправился цинковый гроб на Родину…
Сегодня вы можете увидеть фотографии, большая часть которых сделана лично мною. Не каждому военному разрешалось фотографировать, я имел на это право. В Туле самый богатый архив Афганской фотолетописи. Хранится он в нашем Музее, расположенном по адресу: улица Советская, 60. У нас там более 1000 экспонатов. Приглашаем вас всех!
Человеческий долг
— 2800 человек из Тульской области воевали в Афганистане, из них 1100 туляков, — рассказали наши гости. — Трое студентов Тульского политехнического института погибли в Афганистане, исполняя свой интернациональный, а, по сути, человеческий долг. Это Александр Гаврилюк, Андрей Назаров и Дмитрий Припадчев. Они были молоды, они очень хотели жить и быть счастливыми. Но они погибли, отстаивая честь и достоинство своей страны. Мы всё делали для того, чтобы укрепить авторитет и мощь нашей страны, чтобы отстоять её священные рубежи!