В ТулГУ стартовали традиционные апрельские чтения

  • 16.04.2015
  • Татьяна Крикункова

В ТулГУ стартовали традиционные апрельские чтения

Шестнадцатого апреля в Институте гуманитарных и социальных наук Тульского государственного университета начались ежегодные и уже 24-ые по счёту Всероссийские (с международным участием) чтения студентов, аспирантов и молодых учёных «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки».

В этом году общее количество очных и заочных участников чтений составило 520 человек. Это представители разных городов и государств.

— В Туле и, соответственно, в Тульском государственном университете я впервые, — рассказала перед началом научного мероприятия аспирант факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы  при Президенте Российской Федерации (город Москва) Валентина Пенкина. — Приглашение принять участие в чтениях поступило от наших тульских коллег. Мой коллектив делегировал в Тулу меня. Чему я очень рада, поскольку подобное мероприятие — это прекрасная возможность не только поделиться опытом и обменяться мнениями, но и познакомиться с очень интересными людьми.

Мой доклад, который я представляю вниманию слушателей, называется «Зарубежный опыт формирования информационного суверенитета». Естественно, понятие «информационный суверенитет» рассматривается в контексте сегодняшнего дня, глобализации, интеграционных процессов и развития информационно-коммуникационных технологий. Понятное дело, что в результате всего перечисленного появляются новые пространственные зоны. Возникает вопрос: насколько необходимо их защитить? И здесь важно учитывать зарубежный опыт формирования информационного суверенитета. На сегодняшний момент существуют две концепции формирования информационного суверенитета: административная и либеральная. Первая предполагает жёсткое государственное регулирование доступа в информационное пространство страны. Примеры: Китай, Корея, мусульманские страны. Либеральная концепция означает законодательно-регламентированное  обеспечение свободы информации в сочетании с уголовно-правовой  и административно-правовой защитой от экстремизма, терроризма, порнографии и нарушения авторских прав. Такая концепция характерна для США и ряда западных стран. 

— Я тоже впервые и в Туле, и в Тульском государственном университете, — поделился доктор философских наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета имени Кузьмы Минина Игорь Иванович Сулима. — А как я попал на чтения в ТулГУ, — это целый рассказ. Я заходил на сайты разных вузов и вот зашёл на сайт ТулГУ. Увидел информацию о чтениях, познакомился с тематикой представленных докладов. И понял, что это очень интересно не только для моих аспирантов, но для меня самого. Почему?.. А потому, что глубокий интерес представляет как объединяющая тема «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки», так и подтемы, то есть темы, которые будут обсуждаться на секциях. Ведь это очень важно, когда подтемы точно сформулированы, когда они конкретны, когда они взаимосвязаны между собой. Прослеживаются логические мостики, без которых невозможно объединить мысли в единое целое. Я пришёл к выводу, что чтения в ТулГУ — это не какое-то дежурное мероприятие, а осмысленное научное событие. Я заинтересовался настолько, что принял решение приехать в Тулу.

Мой доклад носит название «Вызовы современному образованию». Ни для кого не секрет, что любая эпоха предъявляет всем нам свои претензии. Эпоха, в которой мы живём, — не исключение. Надо сказать, что мир меняется принципиально, жёстко, история ломается. И все эти изменения требует ответа образования. Почем к ответу призывается образование?.. Да потому, что именно оно позволяет нам транслировать себя в будущем. Кстати, только генетика и образование позволяют нам осуществлять эту функцию — сохраняясь, видоизменяться.


Продолжу свою мысль. Мы получаем такое количество информации, что не успеваем всю её переварить. Мы пыжимся, бежим впереди паровоза, не понимая того, что мы его не обгоним. Что же делать? Не пыжиться, а сосредоточиться на целях воспитания! Иными словами, сосредоточиться на базовых вещах, таких, как ориентирование на интерес к науке, на формирование нравственных принципов. Прежде всего, надо научиться прислушиваться к себе, к другому человеку. И как результат — самому стать человеком.

Есть ещё вызов эпохи постмодерна. Что означает постмодерн? Бесценностность, то есть отсутствие ценностей, безотносительность, то есть отстранённость. И опять вызов принимает образование! Необходимо использовать герменевтические подходы к воспитанию и образованию. Воспитание и образование должны основываться на ценностях! Герменевтические подходы подразумевают эмпатию (сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), вживание, историзированное (в контексте истории) восприятие и исполнение литературных и других произведений, уважение к автору и его замыслу. В приоритете — глубокое изучение родного языка. Как говорил Мартин Хайдеггер: «Язык — дом нашего экзистирующего бытия».

…Открыл чтения проректор по учебно-воспитательной работе Эдуард Сергеевич Темнов.

— Приятно наблюдать, что с каждым годом тематика чтений расширяется, а количество их участников растёт, — обратился он к присутствующим. — Радует, что наши студенты принимают самое активное участие в этом научном мероприятии. Участвуя в чтениях, вы, ребята, безусловно, развиваетесь. Всё это способствует вашему дальнейшему становлению как успешных и востребованных специалистов. Я вот перед началом прочитал названия работ, с которыми вы познакомите всех участников чтений, и сделал вывод: если люди пишут такие статьи, то эти люди обязательно будут хорошими специалистами. Побольше вам вопросов, желательно критических! Побольше вам активных обсуждений! Удачи вам!

…Работа чтений будет проходить в 22 секциях. Участникам предстоит обсудить философию Фёдора Михайловича Достоевского и особенности стрессоустойчивости и личностных характеристик менеджеров по продажам, пути обеспечения устойчивого экономического роста в России и уважение чести и достоинства личности как принцип уголовно-процессуального права. А ещё другие темы, которых очень и очень много. Так что пищи для размышлений предостаточно…

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности