- 20.04.2015
- Татьяна Крикункова
Участник Парада Победы в гостях у студентов ТулГУ
Двадцатого апреля студенты Института права и управления Тульского государственного университета встретились с участником Великой Отечественной войны, ныне подполковником в отставке Василием Никифоровичем Корольковым. Встреча была организована доцентом кафедры «Правосудие и правоохранительная деятельность» Юлией Львовной Дябловой.
— Я училась в средней школе № 1, это в Зареченском районе, — поделилась Юлия Львовна, — Василий Никифорович в нашей школе работал военруком, вёл у нас НВП (начально-военную подготовку). А ещё Василий Никифорович проводил военную игру «Зарница». Это замечательный человек! Я школу окончила, но связь с Василием Никифоровичем не потеряла. Мы постоянно перезваниваемся, общаемся. Василий Никифорович и в школу, где мой ребёнок учится, приходил, рассказывал о войне, о том, как воевал. И у студентов ТулГУ тоже в гостях уже бывал. И вот сегодня, в преддверии 70-летия Великой Победы, Василий Никифорович рассказывает нашим студентам об обороне Тулы, о своих фронтовых дорогах, о том, как он встретил Победу.
«ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЕМ, ТОВАРИЩ ПОЛКОВНИК!»
…В аудиторию, где собрались студенты, вошёл небольшого росточка человек в военной форме и фуражке. Вся грудь этого человека была увешана медалями и орденами. Это и был тот самый Василий Никифорович Корольков, о котором с таким уважением отзывалась Юлия Львовна.
— Так, дорогие ребята, — обратился Василий Никифорович к студентам, — я человек военный, поэтому попрошу вас поприветствовать меня по-военному: «Здравия желаем, товарищ полковник!» Давайте-ка попробуем!
«Здравия желаем, товарищ полковник!» — дружно проскандировали студенты.
— Молодцы! — похвалил Корольков. — А теперь все вместе: «Ура!»
Мощное «ура!» пронеслось по аудитории, а Василий Никифорович довольный улыбнулся ребятам:
— И ещё раз молодцы! Я всегда знал, что только в массах рождаются герои. Только в массах рождаются дружба и коллективизм! Ну а теперь можно и приступить к рассказу.
ЮНЫЙ ЗАЩИТНИК ТУЛЫ
…До шестнадцати лет жил Василий Корольков в деревне, в 17-ти километрах от имения Л.Н. Толстого. А шестнадцать исполнилось парню в 1940-ом году. В это самое время в Туле был создан аэроклуб. Тогда по всей стране пронёсся клич: «Молодёжь, на самолёты!» И вот однажды представитель аэроклуба приехал в деревню, где жил Василий, и стал молодёжь агитировать учиться на лётчиков. Загорелся Вася: поехал в Тулу в аэроклуб поступать. Все экзамены хорошо сдал, а вот по возрасту не прошёл — годочка ему всего лишь не хватило. Что делать?.. Решил домой не возвращаться, а поступить в школу ФЗО при патронном заводе. В то время в Туле образовывались трудовые резервы — школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища. Всех учеников там обували-одевали, да ещё кормили. Тула, промышленный город, очень нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах. Их-то и готовили школы ФЗО и ремесленные училища.
— А форма у нас была хороша! — рассказал Василий Никифорович. — На околыше — серп и молот. Гордились мы очень!
Но мирная жизнь советских людей была нарушена вероломным вторжением немецко-фашистских захватчиков…
— 2-го октября 1941 года я со своими дружками Кутеповым и Балахиным отправились в центр города, — вспоминал Василий Никифорович. — Пришли, значит, а там наши солдаты, весёлые, уверенные такие, что немцев смогут отбросить от города, песни поют… А уже третьего октября Юрий Левитан по радио произнёс: «Наши войска оставили город Орёл». А Орёл-то совсем близко… Генерал Артемьев объявил тревогу по Туле. А командовали городом секретарь обкома партии товарищ Жаворонков, председатель Исполнительного комитета Тульского областного Совета, член Городского комитета обороны товарищ Чмутов и начальник УНКВД товарищ Суходольский. Поступила команда рыть окопы со стороны Орла, это сейчас в районе пединститута. Вот меня и спрашивают: «Василь, а ты лошадью управлять можешь?» Я в ответ обидчиво: «А то! Я же парень деревенский! Умею!» И вот дали мне задание подвозить на телеге лопаты туда, где ров рыли. Я подвозил, разгружал, а потом сам принимался ров рыть. Тяжёлая это была работа, но ещё больше — опасная. В небе самолёты с чёрными крестами, словно ястребы, летали. Всё на Москву курс держали. Того и гляди, снарядами тебя изрешетят. Как дадут команду: «Воздух!» — успевай спрятаться. Командование — Жаворонков и Горшков — базировалось на территории нашего Центрального стадиона. Сколько раз от них команда поступала — ехать за бутылками с горючей смесью на бронепоезд № 16. Ездил — под свист пуль и рёв снарядов. И куда бы меня командование ни посылало, туда и ехал. Я горжусь тем, что принимал участие в обороне города Тулы. В том, что наш город выстоял, в том, что он не был отдан врагу, есть и моя маленькая заслуга.
ФРОНТОВЫМИ ДОРОГАМИ
Когда Василию Королькову исполнилось восемнадцать лет, его призвали в Красную Армию. В течение четырёх месяцев парень обучался в городе Горьком на радиста-пулемётчика. Был принят в состав танковой бригады. Отправили её под Ленинград. Ходил Василий в разведку боем, вместе с товарищами прокладывал Дорогу жизни. Своими собственными глазами видел, как тракторами на Пискарёвское кладбище сгребали тела убитых…
— Под Ленинградом я попал в самое настоящее пекло, — продолжил свой рассказ Василий Никифорович. — Там получил ранение в голову и в плечо, временно потерял сознание. Отправили меня на лечение в медсанбат. Так я и распрощался с танковыми войсками. Затем было Винницкое пехотное училище, потом три месяца отучился в Суздале и … на Курскую дугу. Старшим сержантом в составе 84-ой Карачинской стрелковой дивизии воевал под Козельском, Хотынцом… Взял в плен восьмерых фашистов. Был награждён медалью «За отвагу». Наша 84-я Карачинская стрелковая дивизия отражала натиск врага в Карачине, на Брянщине — на реке Навле… Помню, как во время боя услышал приказ: «Корольков, выдвигай авангард!» Пошли в атаку. Полроты тогда потеряли. Наш командир Колпаков в том бою погиб… Подошли к Десне. И вдруг видим, направляется к нам мальчишка 14 лет. Как потом оказалось, направили его брянские партизаны. Он должен был предупредить нас, чтобы мы не подходили к стаду коров. Немцы были уверены в том, что бойцы Красной Армии сильно голодают, а потому обязательно подойдут к коровам. Вот фашисты и посадили коров на цепи, да ещё заминировали их. А мальчишка тот стал потом сыном полка. На Брянском фронте меня приняли в кандидаты в члены партии. После взятия Брянска нас перебросили в Великие Луки, потом был город Городок Витебской области. В 1943-ем меня приняли в члены КПСС.
Затем я воевал в составе первого Прибалтийского фронта под командованием Баграмяна. С власовцами в бой вступали: они внезапно напали. Никогда не забуду, как командир прикрикнет на меня: «Почему пулемёт не работает?» Да ещё матерку добавил. Что уж там скрывать, матерок-то использовался. Даже шутка ходила: «Приказ без мата, что справка без печати». Да, после этого боя я был награждён медалью «За боевые заслуги».
Под Витебском меня ранили в левую ногу. Дальше был госпиталь, а потом снова в бой — под Пушкинские горы. В составе 29-ой дивизии отправили в Латвию. Там я подбил немецкий танк. Получил звание старшины. За освобождение Курляндии был награждён орденом Красной Звезды.
МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
— Перед 9 мая 1945 года поступил приказ: «Всех накормить до наступления атаки!» Ну, накормили нас, и вдруг мы видим, как в небе два самолёта делают «флажок». Мы узнали, что наша страна принимает капитуляцию фашистской Германии. Радость-то какая! Но расслабляться возможности не было: в Латвии вступили мы в бой с «лесными братьями».
24 июня на Красной Площади в Москве должен был состояться Парад Победы. И вдруг меня вызывают и говорят, что я поеду на Парад. Правда, один из командиров сказал: «Василь, куда же ты поедешь, ты же короткий». Но всё равно меня включили в список! Я ведь действительно короткий: ростом всего 1 метр 63 сантиметра. Что делать?.. Поехал в Ригу. Там мне специальные подмётки набили и стельки сделали. Ну, чтобы росту прибавить. Всё равно мал! Хоть бы 1 метр 70 сантиметров был! В Москву меня в итоге отправили. Жили мы в Алёшинских казармах, тренировались на Фрунзенской набережной. Принял я участие в Параде Победы. Своё место помню — «второй сзади и третий справа».
После войны я четыре года отслужил в Германии, четыре года — в Польше и 12 лет в Закавказье. В течение 25 лет был наземным лётчиком: в одно время даже заправлял самолёты для Василия Сталина. Самолётов было два: один служебный, а другой парадный. Работа ответственная: не дай Бог ошибиться. Невеста у меня была в Москве. Пока меня ждала, на голову меня переросла — ну разве за такого маленького вышла бы она… Женился я на тулячке. В течение пяти дней женился! У нас две дочери, два зятя и два внука.
… По окончании встречи студентка ИПУ вручила ветерану букет алых тюльпанов. А затем все участники встречи сфотографировались на добрую память.
— Я тулячка, родилась в Туле, — рассказала первокурсница специальности «Юриспруденция» Полина Троицкая. — Считаю, что такие встречи очень важны для нас, молодых. Мы сегодня узнали, как защищали наш родной город от фашистов. Нашему поколению повезло, потому что мы застали ветеранов Великой Отечественной войны. Мы можем с ними пообщаться. И вот сегодня из уст участника войны мы услышали столько интересного! Я горжусь своим городом и теми, кто его защищал!