С чем едят… телевидение?

  • 20.10.2015
  • Татьяна Крикункова

С чем едят… телевидение?

20 октября в Тульском государственном университете состоялся круглый стол «С чем едят телевидение», организованный в рамках XVI Российского фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!», стартовавшего в Туле в воскресенье 18 октября. 

Ведущим круглого стола выступил сценарист Михаил Марфин, который хорошо знаком нам по семейной викторине «Счастливый случай». Его творческий дебют как сценариста состоялся в КВН: был капитаном команды МХТИ, редактором Высшей лиги. Он автор книг, сценариев около 500 телепрограмм, нескольких документальных и художественных сериалов.

Итак, о чём же рассказал нашим студентам Михаил Марфин?

О том, что любая передача имеет развлекательный, а не воспитательный характер

Тридцать лет тому назад, сообщил он, американцы провели социологический опрос относительно критериев, влияющих на формирование морали. Критериев оказалось три. Первый — это семья (90%), второй — школа и церковь (7%), ну а третий — литература и искусство (3%). В процентном отношении третий критерий значительно проигрывает первому. Главенствующая роль принадлежит семье! И даже если мама, приучая ребёнка любить порядок и убирать за собой игрушки, читает ему «Федорино горе», то в данном случае основную функцию выполняет именно она (мама), а произведение искусства помогает ей в этом.

О проблеме создания передач

И заключается она в том, что мы не ленимся, нет! Мы не знаем, по поводу чего «париться». В качестве примера Михаил привёл свой давний визит на украинское телевидение. Это было женское шоу «Один в поле». Обсуждалась тема «Кто важнее — друг или жена?».

— Когда мне задали этот вопрос, — рассказал Михаил, — то я ответил так: «Любящая жена никогда не будет противопоставлять себя другу, а вменяемый друг никогда не будет противопоставлять себя жене товарища». И всё! Тема была исчерпана. Вывод: темой ток-шоу не может быть нериторический вопрос.

О начале творчества

По мнению Михаила Марфина, главное — это найти пуповину, связывающую тебя с человечеством. А потом… А потом копать глубже. «Уральские пельмени» искали эту тему в течение пяти лет, команда Пятигорска — шесть, а команда Томска — семь. Нашли! И теперь представляют для зрителей интерес.

А вообще проблема творчества заключается, с одной стороны, в том, чтобы показать, какие мы оригинальные, а с другой, найти, чем же мы интересны, но при этом оставаться самими собой. Способы оценки творчества?.. Творчество оценивают редакторы, которые превращают себя в общественное сознание. Ну и, конечно же, важно использовать метод дедукции.

О том, как писать сценарии

Сценарии надо писать изнутри. Понять message и придумать к нему конкретные эпизоды и события. Как говорил великий Антон Чехов: «Напиши про чернильницу!» А означало это — зацепись за чернильницу и придумай человеческую историю.

О последовательности разработки сценария

Сначала нужно определить жанр, затем идею. Идея, как правило, определяется интуитивно.

— Вот, например, «Поле чудес» — это викторина, — продолжил свой рассказ Михаил. — Чем интересна викторина? А тем, что можно наблюдать, как кто-то отвечает на вопросы. Идея «Поля чудес» — это, по сути, кроссворд. А кроссворд изобретён в Англии более ста лет тому назад. Передача «Угадай мелодию» закрывалась неоднократно. А почему?.. Словарный запас у нас большой, а вот мелодий в массовом сознании всего 700-800.

Далее, по словам Марфина, идёт концепция или сюжет. В игре изначально заложена драматургия. Необходимо композиционно выстроить развитие конфликта. Части должны следовать друг за другом по логике вещей.

За концепцией — главный приём. В «Поле чудес» это барабан, который вращают игроки.

Ну и, наконец, архитектоника передачи. Части её должны быть соразмерны, но не равны. А всё потому, что человек воспринимает симметрию как мертвечину.

В итоге получается правильная схема. А правильная схема это та, которую человек не замечает.

О рейтинге

Рейтинг — это соотношение между зрителями, которые смотрят конкретно эту передачу, и теми, кто вообще смотрит телевизор.

Коммерческое телевидение существует за счёт рекламного времени. Рейтинги оплачивают не каналы, а рекламодатели.

О кайфе адаптации

Адаптация не очень дорого стоит. Есть, например, игра, которая идёт в 60 странах. А почему бы нам не быть шестьдесят первыми?.. Будем! Обработаем, привнесём своё. Интересно! Сценарий «Не родись красивой» американцы написали для Колумбии. Мы адаптировали для себя. А американцы купили у нас «Дом-2». 

О влиянии власти на телевизионный контент

— Весь телевизионный контент не находится под влиянием власти, — подчеркнул Михаил Марфин. — Телевидение — самонастраивающаяся система. Если политика становится интересной, то коммерческое телевидение туда «полезет». И запомните: при развитии информационных технологий вы не можете быть обманутыми!

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности