- 26.01.2016
- Дмитрий Литвинов
Как изучать будущее?
С лекцией на такую необычную, но только на первый взгляд, тему выступил перед слушателями городского физико-математического общества школьников доцент ТулГУ Артем Валерьевич Волков.
Артем Валерьевич — преподаватель кафедры аэрологии, охраны труда и окружающей среды, а в физмат обществе продолжается серия занятий, проводимых Институтом горного дела и строительства ТулГУ. Так причем же здесь будущее?
Все просто. А, может, и не очень. А в общем-то совсем даже не просто, поскольку преподаватель сразу оговорился: тема важнейшая, но слайдов будет немного. Объяснить будущее графически возможно, и ученые это уже делают, однако данная тематика если и затрагивается в университетских курсах, то только в магистратуре. Как минимум, будет стимул хорошо учиться и продолжить образование на более высокой ступени.
Теперь к сути темы. А.В. Волков поставил перед аудиторией два вопроса: существует ли аналитическая методика, позволяющая сделать заключение о предстоящей ситуации, и можно ли управлять будущим, создавая определенные ситуации? По мнению доцента ТулГУ, ответы на оба вопроса положительные.
— Если проследить ход истории, то она развивается по определенным закономерностям, которые можно отобразить графически. Получится так называемый временной ряд. График будет напоминать синусоиду, где горизонталь — это течение времени, а вертикаль — происходящие положительные или отрицательные события, — объяснял преподаватель. — Таким образом, основываясь на данных истории конкретной местности, можно составить план развития этой местности, прогнозировать события и даже управлять ими…
Артем Валерьевич поведал, что не так давно выступал с докладом по названной теме в академгородке Пущино перед солидными учеными умами. Нынешние слушатели его лекции — школьники, хоть и учащиеся профильных физико-математических классов. Но слушали они с не меньшим интересом и пытались вникнуть в суть услышанного. Планировать будущее — это же так увлекательно!
Школьники узнали о существовании такого направления, как ритмодинамика, услышали о происхождении и «строении» времени и даже попробовали заглянуть в будущее.
Как минимум, самое ближайшее будущее гимназистов известно: в июне некоторым из них предстоит сдавать ЕГЭ и ОГЭ. Как рассказала завуч 20-й гимназии, учитель физики Марина Николаевна Колесникова, ее предмет выбрали для сдачи 26 одиннадцатиклассников и 30 учеников девятых классов. Заявления уже написаны.
Выбор этот, стоит заметить, очень правильный, особенно для тех, кто после школьной парты планирует перейти в студенческую аудиторию. Большинство бюджетных мест в ТулГУ выделено на специальностях технического профиля, где результат ЕГЭ по физике потребуется. О профильной математике и вовсе молчим — ее предпочли сдавать большинство одиннадцатиклассников.
А еще Марина Николаевна поделилась свежими успехами учеников. На состоявшейся недавно в Туле «Олимпиаде Максвелла – 2016» по физике гимназисты хорошо проявили себя: восьмиклассник Антон Анисимов занял четвертое место в своей параллели, а ученик 7Б Сергей Долгополов стал среди сверстников шестым. Достойные слушатели физмат общества подрастают!