- 12.04.2016
- Татьяна Крикункова
Организатор отечественной космонавтики
Сегодня отмечается Международный день космонавтики. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт нашей планеты, продлившийся 108 минут в околоземном космическом пространстве.
Причастным к этому поистине великому событию ощущал себя весь огромный советский народ. Мы первые в космосе! Слово «мы» объединяло в себе труд тех, благодаря усилиям которых и был достигнут такой результат. А подписаться под этим словом с полным правом может и Тульский государственный университет.
Что связывает наш вуз с космосом, спросит читатель. Начнём с того, что долгие годы в Тульском государственном университете преподавал уроженец Гжатска, одноклассник Юрия Алексеевича Гагарина, доктор технических наук, профессор Лев Николаевич Толкалин. Сегодня ТулГУ активно сотрудничает с Ракетно-космической корпорацией «Энергия»: по вопросам целевой подготовки кадров для корпорации, повышения квалификации сотрудников РКК «Энергия» на базе ТулГУ, а также совместного проведения научно-исследовательских работ. Тульский государственный университет с момента своего основания готовит кадры для предприятий оборонно-промышленного комплекса, взаимосвязь же ОПК и освоения космоса очевидна…
Но жил на свете ещё один человек, чья судьба была связана как с освоением космоса, так и с Тульским государственным университетом. Имя этого человека — Константин Николаевич Руднев.
Константин Николаевич родился в городе Туле, в семье учителей. В 1929-1930 гг. работал на шахте электромонтёром. В 1930 г. поступил в Тульский механический институт. Будучи студентом, принимал участие в конструкторских разработках крупнейшего в стране Тульского оружейного завода. Руководство заметило талантливого парня, и после завершения учёбы в 1935 году Константин был принят на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) завода, где вскоре стал начальником научно-исследовательского испытательного отдела, а затем начальником конструкторского отдела. В эти годы Руднев занимался проблемой создания автомата синхронной стрельбы авиационного пулемёта через винт работающего пропеллера и успешно решил её, за что получил первую награду — медаль «За трудовую доблесть». В 1939 году в возрасте 28 лет был назначен главным инженером и заместителем начальника ЦКБ. С 1940 по 1943 год работал главным инженером — заместителем директора Тульского оружейного завода.
Когда началась Великая Отечественная война, завод был срочно эвакуировали на Урал, в г. Медногорск Чкаловской области. Впоследствии Константин Николаевич пошутил в разговоре с Гагариным после его приземления: «Да мы ведь с тобой земляки. Ты окончил Оренбургское лётное училище, а я в Оренбургской области в войну работал».
В Медногорске строили перед войной брикетную фабрику. Стены и крышу соорудили, но не было ни пола, ни окон. В помещении стоял холод, смазка в станках замерзала. Здесь эвакуированные туляки и расположились. Застеклили часть окон, часть забили досками. В здании уложили трубы. Загнали в цех паровоз, дали команду машинисту: «Давай пар!» В корпусе потянуло теплом, станки заработали. Пригнали второй паровоз. Начали сборку самозарядных винтовок СВТ. Нарком Л.М. Каганович узнал об этом, пожаловался Сталину: «В Медногорске туляки украли два паровоза!» — «Позвони в обком партии, — велел Иосиф Виссарионович. — Пусть разберутся». Директора и главного инженера вызвали в обком: — «Вы украли два государственных паровоза!». — «Мы не украли, задержали временно» — «Сколько винтовок произвели?» — «Десять тысяч». Только за 1943 год завод выпустил 213886 самозарядных автоматических винтовок и 3950 пушек ШВАК для самолётов. В 1944 году было выпушено 12000 пушек.
В 1943 году Константина Николаевича Руднева назначили директором завода. Под его руководством завод работал блестяще, постоянно занимал первое место в Наркомате вооружения и награждался Красным знаменем за победу в социалистическом соревновании. Современники Руднева того времени отмечали его исключительное внимание к людям, к их психологическому состоянию и здоровью.
В 1947 году Константин Николаевич Руднев был назначен директором НИИ-61 в Москве, занимавшимся исследованиями в области ракетного вооружения, а с 1948 г. одновременно начальником 5-го Главного управления и членом коллегии Министерства вооружения СССР, возглавляемого Дмитрием Фёдоровичем Устиновым. Тот высоко оценил способности молодого руководителя и назначил его директором НИИ-88. Так что в 1950 году во главе НИИ-88 встал человек, обладавший огромным опытом руководства большими коллективами, работы с людьми, имевший широкий стратегический кругозор и необходимые знания в области ракетной техники.
В 1952 году Д.Ф. Устинов перевёл Руднева из НИИ-88 к себе в аппарат на должность своего заместителя, а после переименования Министерства — на должность заместителя Министра оборонной промышленности и затем заместителя Председателя Государственного Комитета Совета министров СССР по оборонной технике. В 1958 году его назначили Министром СССР, Председателем этого Комитета и Председателем Государственной комиссии, руководившей разработкой и пуском всех разрабатывавшихся в то время ракет. В этой должности К. Н Руднев проработал до 1961 г, вплоть до успешного полёта Ю. А. Гагарина.
В годы руководства Рудневым НИИ-88 (1950-1952 гг.) в нём были отработаны первые отечественные ракеты Р1, Р2 , принятые на вооружение в 1950 -1951 гг.
20 мая 1954 г. было принято совместное постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС о разработке межконтинентальной двухступенчатой баллистической ракеты Р-7. Эскизный проект по ракетному комплексу Р-7 был подготовлен в ОКБ-1 уже к середине июля 1954 г. 20 ноября 1954 г. представленный эскизный проект ракеты Р-7 (8К71) был одобрен Советом Министров СССР. В ноябре 1954 г. в ОКБ-1 состоялось совещание с участием К.Н.Руднева, В.П.Бармина, Н.А.Пилюгина, М.С.Рязанского и представителей заказчика, на котором было рассмотрено предложение ОКБ-1 по сборке пакета ракеты не вертикально на стартовом сооружении, как это предусматривалось в проектных проработках, а горизонтально в монтажном корпусе c последующим подвешиванием в собранном виде в стартовой системе за силовые узлы на боковых блоках.
20 марта 1956 г. вышло постановление Совета Министров СССР о мероприятиях, направленных на ускорение разработки и создания опытных образцов ракеты Р-7, на обеспечение её испытаний, и о других мерах, создающих благоприятные условия для её разработки. Этим же постановлением (по другим данным — решением спецкомитета №2 по реактивной технике ещё в апреле 1955 г) «контроль и принятие оперативных решений по ракете Р-7» возлагались на заместителя Министра оборонной промышленности по ракетным делам К.Н. Руднева и, что особо важно, «с освобождением его от других обязанностей». Это постановление значительно расширяло полномочия Руднева и одновременно возлагало на него всю ответственность перед партией и правительством за разработку ракеты. Следствием назначения Руднева стал резко возросшие темпы работ по ракете Р-7.
Первый пуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 г. в 19 ч 01 мин по московскому времени. Через 100 секунд полёта ракета взорвалась. Неудача произошла из-за негерметичности в магистралях горючего. Тем не менее, удалось получить телеметрические данные о полёте и дата 15 мая 1957 г. считается днём рождения ракеты Р-7. После этого на посту председателя Государственной комиссии В. М. Рябикова, получившего другое назначение, сменил Константин Николаевич Руднев.
Второй пуск — 9 июня. Неудача. Ракета даже не взлетела из-за ошибки в сборке клапана двигателя центрального блока, но и не взорвалась. После доклада Рудневу её сняли с пускового устройства и возвратили на техническую позицию.
Третий пуск — 12 июля. Опять неудача из-за замыкания в полёте управляющих цепей одного из приборов на корпус ракеты. К.Н. Руднев дал понять С.П. Королёву, что ещё одна-две неудачи и доверие Н.С. Хрущева будет потеряно, работы по Р-7 будут закрыты и все средства будут отданы другим конструкторам. Он потребовал во чтобы то ни стало надёжно подготовить и осуществить пуск четвёртой ракеты.
Четвёртый пуск после тщательной подготовки состоялся 21 августа 1957 г. в 15 ч. 25 мин. и оказался успешным. Пятый пуск, проведенный 7 сентября 1957 года, оказался успешным, в основном подтвердив результаты предыдущего пуска. В это время Государственную Комиссию снова возглавил на короткое время В.М. Рябиков. К.Н Руднев и маршал артиллерии М.И. Неделин стали его заместителями.
После этого были развёрнуты практические работы по созданию первого искусственного спутника Земли (ИСЗ). Решение Совета министров СССР о начале практических работ по созданию ИСЗ было принято ещё 30 января 1956г. И уже 4 октября 1957 года состоялся запуск первого ИСЗ шестой по счёту ракетой Р-7. С того времени вплоть до запуска в космос Ю.А. Гагарина Председателем Государственной Комиссии постоянно был К.Н. Руднев, нёсший огромную персональную ответственность за успех всех ракетных работ.
После этого организационная работа К.Н. Руднева по ракетам и космосу в качестве заместителя Министра оборонной промышленности Д.Ф. Устинова, затем с марта 1958 г. — Председателя Государственного Комитета по оборонной технике и Председателя Государственной Комиссии велась в трёх направлениях: создание боевой двухступенчатой ракеты для армии (было испытано 16 ракет), создание трёх- и четырёхступенчатого вариантов Р-7 для запуска кораблей-спутников Земли, в том числе для разведывательных целей, и космических станций для полётов к Луне, Венере и Марсу, создание космического корабля для полёта в космос человека.
Совместные лётные испытания Р-7 проводились под руководством Государственного Комитета по оборонной технике во главе с его Председателем Рудневым и Министерства обороны с 24 декабря 1958 г. по 27 ноября 1959 г. Одновременно реализовывалась программа исследования Луны. Но помимо Р-7 Рудневу пришлось заниматься и другими ракетами, в том числе ракетой Р16.
В августе 1954 года Совет Министров СССР утвердил представленные В.А. Малышевым, Б.Л. Ванниковым, М.В. Хруничевым и К.Н. Рудневым предложения по проработке научно-теоретических вопросов, связанных с космическим полётом. Теперь с помощью трехступенчатых ракет-носителей можно было осуществлять полеты пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход», а в дальнейшем «Союз». Пришла пора готовить космический корабль для человека…
Первый корабль (1КП) изготовили в упрощенном варианте: без тепловой защиты, систем жизнеобеспечения и приземления. Его запуск был осуществлен 15 мая 1960 года только для проверки его основных систем. Корабль массой 4540 кг был выведен на орбиту, близкую к круговой, высотой около 320 км. Руководство запуском кораблей на орбиту искусственного спутника Земли осуществлялось Государственной комиссией по лётным испытаниям ракеты Р-7А, председателем которой был К.Н. Руднев. В дальнейшем Государственная комиссия под председательством К.Н. Руднева приняла решение о возможности полёта человека в космос на корабле «Восток» (3КА).
2 апреля 1961 года Сергей Павлович Королёв доложил Государственной комиссии: «Все работы идут строго по графику». 3 апреля состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н.С. Хрущёв. По докладу Устинова Президиум ЦК принял решение, разрешавшее запуск человека в космос. 5 апреля на полигон прибыла вся команда космонавтов в сопровождении врачей, кинооператоров, репортёров. Королёв прибыл на полигон раньше космонавтов. С ним прилетели Марк Галлай и все главные конструкторы. 6 апреля прилетел Константин Николаевич Руднев — председатель Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) и председатель Государственной комиссии.
8 апреля 1961 года заседание Государственной комиссии по организации первого полёта человека в космическое пространство открыл её председатель, Константин Николаевич Руднев. На заседании Государственной комиссии было утверждено первое в истории задание человеку на космический полет: «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180 — 230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».
Всем известная встреча на берегу Сыр-Дарьи 10 апреля была предложена Рудневым. Будучи тонким психологом, он уговорил маршала Москаленко, представлявшего Министерство обороны, провести неформальную встречу с будущими космонавтами в узком кругу и поговорить по душам «без всякого протокола». Королёв говорил очень просто, без пафоса: «Здесь присутствуют шесть космонавтов, каждый из них готов совершить полёт. Решено, что первым полетит Гагарин, за ним полетят и другие... Успеха вам, Юрий Алексеевич!» Спокойные речи без излишних ссылок на великую ответственность перед партией и народом произнесли также Руднев, Москаленко, Каманин и Карпов. Гагарин обернулся к Рудневу. После доклада Константин Николаевич тепло, по-отечески попрощался с Гагариным, пожелав ему успеха…
…Полёт первого космонавта прошёл, как сейчас говорят, штатно. Приземление космонавта произошло в 10 ч. 55 мин. на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Приземлившегося Гагарина местное начальство отвезло на дачу отдохнуть. Утром на даче заседала Госкомиссия. Закрывая заседание, Руднев сказал: «Основное, что мы должны сегодня установить и что мы, несомненно, установили, это убежденность в том, что человек может находиться в безвоздушном пространстве и работать в условиях космического полёта. Мы можем также считать установленным, что системы корабля отвечают своему назначению и в полёте действовали удовлетворительно. Я от имени Государственной комиссии горячо благодарю Юрия Алексеевича Гагарина».
По закрытому указу от 17 июня 1961 года председатель Госкомиссии Константин Николаевич Руднев был награждён Золотой Звездой.
Полёт Гагарина стал для Руднева блестящим завершением его титанического организационного труда. Достаточно сказать, что в августе 1954 г. после рассмотрения эскизного проекта ракеты Р-7 технические задания были выданы более двумстам НИИ, КБ, и заводов 25 министерств и ведомств. Впоследствии этот круг значительно расширился и включал до 40 министерств и ведомств, а на завершающем этапе в создании только корабля-спутника участвовало 123 организации, включая 36 заводов. Трудно себе представить, сколько нужно было иметь сил, организационного таланта, умения работать с людьми, чтобы наладить слаженную работу этой огромной сложной научно-проектно-производственной системы.
Юрий Алексеевич Гагарин в знак глубокой благодарности Константину Николаевичу Рудневу за организацию работ и обеспечение успеха полёта отдал ему газету «Правда» от 13 апреля с известным сообщением ТАСС, на которой сделал надпись: «Руководителю от исполнителя. Ю. Гагарин». Пожалуй, эта надпись служит самой краткой и самой ёмкой оценкой вклада К.Н. Руднева в освоение космоса. Вообще, все космонавты относились к К.Н. Рудневу с огромным уважением и любовью.
После успешного полёта Гагарина Руднев 10 июня 1961 г. был назначен заместителем Председателя Совета Министров по научной работе, Председателем Государственного Комитета по координации научно-исследовательских работ.
В 1965 году Константин Николаевич Руднев стал Министром приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Здесь в ещё большей мере проявился его организаторский талант и стратегическое видение перспективы. Под его руководством приборостроительная отрасль фактически была воссоздана заново, стала одной из крупнейших в стране, причём в отличие от космической промышленности, на которую государство не жалело денег, отрасль сама отчисляла в бюджет свою немалую прибыль и сама обеспечивала своё развитие, а министерство пятнадцать лет, вплоть до кончины Руднева в 1980 году, ежегодно занимало первое место при подведении годовых итогов.
Константин Николаевич Руднев был человеком исключительной порядочности и личной скромности. За всю свою жизнь не был лауреатом ни одной премии. Ему предлагали баллотироваться в Академию наук СССР, но он отказался, считая, что организационная работа — это не научные заслуги. Единственная Премия Совета Министров СССР была присуждена ему по представлению его коллег уже посмертно за создание и внедрение отраслевой автоматизированной системы управления Минприбором. И это была действительно заслуженная премия.
Константин Николаевич Руднев — советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1961 года, депутат Верховного Совета СССР 6-9 созывов.
Герой Социалистического Труда.
Награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.
… Вот таким он был, выпускник ТулГУ Константин Николаевич Руднев. Человек-легенда, человек-труженик, проложивший свою профессиональную стезю от тульского вуза до бескрайних просторов космоса.
По материалам статьи доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой Московского авиационного института В.Н. Ильина «К.Н. Руднев как организатор отечественной космонавтики».