- 13.04.2016
- Татьяна Крикункова
Апрельским чтениям 25!
13-го апреля в Институте гуманитарных и социальных наук Тульского государственного университета начались XXV Всероссийские (с международным участием) чтения студентов, аспирантов, молодых учёных «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки».
Организатором мероприятия традиционно выступает наш вуз, его партнёрами стали Тульская областная Дума, Тульское региональное отделение Российской ассоциации политической науки, Тульское региональное отделение Российского общества социологов и Тульское региональное отделение Российского общества политологов.
— В этом году у нас юбилей — 25 лет, — прокомментировала директор института гуманитарных и социальных наук ТулГУ Ирина Александровна Батанина. — Чтения — это уже признанная форма научного общения студентов, аспирантов и молодых учёных, форма обмена их мнениями. Радует тот факт, что количество участников чтений увеличивается с каждым годом. В этом году было подано 620 очных и заочных заявок из 14 российских городов и 11 стран мира.
Открыл юбилейные чтения проректор по учебно-воспитательной работе Эдуард Сергеевич Темнов.
— Эти чтения уже давно стали центром притяжения людей, занимающихся гуманитарными, социальными, экономическими и юридическими науками, — отметил он. — Это очень важно для вас, уважаемые ребята, принимать участие в такого рода конференциях. Вы спорите, доказываете свою правоту, ищите истину по тем научным направлениям, с которыми планируете связать свою дальнейшую жизнь. Это свидетельствует о том, что вам нравится, вам интересно то, чем вы занимаетесь в вузе.
Участие в пленарном заседании чтений приняли доктор социологических наук, профессор Светлана Алексеевна Шаронова (Свято-Тихоновская православная академия, Москва), доктор исторических наук, профессор ТГПУ им. Л.Н. Толстого Елена Петровна Мартынова, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Пётр Антонович Корчемный (Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва), заместитель генерального директора по экономике и финансам ЗАО «Тулагоргаз» Павел Александрович Васев и кандидат исторических наук Кирилл Сергеевич Евсиков (ТулГУ).
— Мой доклад носит название «Российское образование: стратегический ресурс или интеллектуальная колония?», — рассказала Светлана Алексеевна Шаронова. — Сама я впервые услышала выражение «интеллектуальный колониализм» от женщины-учёного из Германии на международной конференции в Японии. Заинтересовалась этой темой и решила выяснить, насколько Россия сознаёт этот феномен в мире. Мой интерес вылился вот в эту работу, с которой первыми я знакомлю вас. Институт образования всегда являлся стратегическим ресурсом. Вопрос в том, чьим ресурсом он являлся? До революции 1917 года правители России ставили задачу воспитать человека, сохраняющего свои национальные традиции. После революции 1917 года была создана единая трудовая школа, которая просуществовала до 1984 года. В 1985-м грянула перестройка… Предыстория интеллектуального колониализма уходит своими корнями в глубь веков. Новый его виток проявился в начале XXI века. Культурное и интеллектуальное порабощение охватило не только страны третьего мира, но и страны Запада. Многие учёные забили тревогу, в частности, японский учёный выразил свою обеспокоенность по поводу того, что японское образование начинают оттеснять на второе, а то и на третье место. А японское образование, следует отметить, считалось одним из лучших. Искусственное создание иерархии европейских стран, ориентация на интеллектуальный капитал определённого слоя людей, использование знаний и поиск лучшего не в своей стране, а за её пределами. Во многом этому способствовало разрушение системы образования. Где наибольшее количество иностранных студентов? В Англии и в США. Соответственно, обучающиеся приобретают мировоззрение этих стран…
По мнению докладчика, международные рейтинги — это не что иное, как вариант информационной войны.
— Сюда же можно отнести и грантовое образование, — подчеркнула Светлана Алексеевна. — По сути, это, образно выражаясь, высасывание наших мозгов. Культурный космополитизм проявляется и в обучении на английском языке. Или вот ещё о ценностях. Во время своего визита в Данию в одном учебном заведении я наблюдала такую сцену. Преподаватель, женщина моего возраста, общалась со студентами, сидя на столе и закинув ногу на ногу. Вы сами понимаете, откуда это… Студенты воспринимали это как должное: «У нас демократия. Вот так — просто — ведёт себя в нашем присутствии преподаватель. Мы свободно контактируем с преподавателями». А я вот задумалась об этой «демократии». В чём она проявляется?.. Каково на самом деле общение студентов и их преподавателей?.. У нас, например, студент в любое время может подойти к преподавателю и задать ему вопросы, обсудить какую-то тему, получить совет. У них, как оказалось, дверь за преподавателем закрылась — общение с ним закончилось.
Особое внимание в своём выступлении Светлана Алексеевна уделила проблеме калькирования информации, которое, по её глубокому убеждению, не имеет ничего общего с развитием собственного мышления.
— В 1998 году в Канаде учащимся запретили пользоваться интернетом перед подготовкой к экзаменам и занятиям, — рассказала Светлана Алексеевна. — И это правильно! Что происходит?.. А происходит подмена феномена знаний на информацию. Знания нужно пережить, и они должны усвоиться. Передача информации — это не жизненный опыт. И вот ещё на чём бы хотелось сделать акцент. Серьёзно изучив материалы о Болонской системе, я нашла там положение о том, что Болонское образование — лучшее в мире. Получается, что, если мы принимаем Болонскую систему, мы принимаем и то, что она лучшая в мире. Не оказаться бы нам на позиции колонии…
… Исследование проблем профессиональной подготовки, инновации в исследовании гармонизации межнациональных отношений, межэтнические отношения в Тульской области и общественное восприятие мигрантов, управление экономикой в компании с диверсифицированным бизнесом, право на информацию — эти темы также обсуждались на пленарном заседании чтений.
Свою работу конференция продолжила по секциям.