- 16.05.2016
- Татьяна Крикункова
Милые сердцу краски повседневности
В галерее «Белая ворона» научной библиотеки Тульского государственного университета открылась выставка работ кандидата философских наук, доцента кафедры философии Любови Викторовны Савиной «Тихая неповторимость повседневности».
— Большинство моих произведений — это натюрморты, одно из названий которых в искусствоведении «тихая жизнь предметов». А предметы эти самые обычные, повседневные. И в этой повседневности художник может увидеть красоту, очарование, воплощение идеала — как эстетического, так и нравственного, — объяснила Любовь Викторовна название своей выставки. — Истоки моего увлечения рисованием уходят в юность, даже в детство. Мне всегда нравилось рисовать. Когда училась в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, окончила факультет общественных профессий, отделение рисунка и живописи. В Тульском государственном университете работаю с 1979 года, 28 августа будет 37 лет. Из коих 21 год я протрудилась художником-оформителем в библиотеке. Так вот, в библиотеке существовал отдел массовой работы, который организовывал различные мероприятия. И я в них принимала самое активное участие. А ещё у нас работал клуб любителей литературы и искусства «Собеседник», членом которого я была. Кроме того, я вела отделение «История изобразительного искусства», занималась краеведческой работой. В 1995 году я вышла замуж за преподавателя нашего вуза Виктора Ивановича Дружинина. К концу девяностых, не без влияния супруга, у меня оформился интерес к философии. В 1998-м я поступила в очную аспирантуру, а в 2000-м защитила диссертацию. Это вторая моя персональная выставка, первая состоялась в декабре 2004 года. Вот такая моя история. Ну а теперь вернёмся к тому, о чём говорили. О воплощении эстетического и нравственного идеала
Любовь Викторовна показала серию картин, выполненных маслом. «Церковь Покрова. Село Кариж, Калужской области», «Троицкий храм. Село Бёхово», «Иверский монастырь на Валдае», «Осеннее поле. Город Боровск Калужской области».
— Работ в масле у меня не очень много, большинство их выполнено в студенческую пору, — призналась художница. — Когда училась в Москве, часто выезжала на этюды в Подмосковье. Оттуда, из студенческих лет, берёт своё начало моя любовь к пейзажам Подмосковья. Они для меня — идеал русской природы. Они близки моему душевному настрою. И вот честно признаюсь: никогда не хотела жить в другой стране! Только в средней полосе России! Троицкий храм в селе Бёхово я рисовала в дождливую погоду. Василий Поленов был замечательным художником. Место для храма он выбрал такое, что откуда бы человек ни шёл, он обязательно увидит этот храм. Это как центр притяжения. И вот пишу я картину, капли дождя перед глазами… И небо по цвету сливается с куполом храма. А мне хочется выделить этот купол, показать его устремлённость в небо. И тогда мне пришлось прибегнуть к градации серого цвета…
Но у автора этих строк цветовые ассоциации несколько иные. Почему-то цвет на картине воспринимается не серым разных оттенков, а серо-фиолетово-голубым. Пронзительным, загадочным, манящим. А трава и листва деревьев — не холодного зелёного, а именно теплого зелёного цвета. Может быть, виной всему узкая тропинка, убегающая к храму и зовущая к нему. И никакие холодные струи дождя не могут ослабить ту манящую привлекательность картины, в которой заложена мысль более глубокая, нежели просто живописность пейзажа. Хочется ступить на эту тропинку и идти к храму. Идти к самому себе.
— Что же касается нравственного идеала, то предлагаю посмотреть «философский» натюрморт с Библией, — продолжила Любовь Викторовна. — Это графика, чёрные чернила и акварель. Написана картина с натуры. Приехала я как-то к родителям в гости. А папа мой, Виктор Васильевич Савин, был священником, протоиереем, участником Великой Отечественной войны. Он служил в ту пору в церкви Покрова в селе Кариж Калужской области. И вот приехала я, увидела личный стол отца и решила нарисовать его. Нарисовала. А уже на выставке сами зрители узрели в этой картине философский смысл. Библия лежит внизу, на ней другие церковные книги. Получается, что Библия — это фундамент, основа основ. В одной из книг закладка — зелёная ленточка. Здесь тоже смысл: зелёный — цвет надежды. А рядом с книгами зелёное антоновское яблоко. Папа мой очень любил Ивана Бунина, особенно нравились ему его «Антоновские яблоки». Да и настоящую антоновку он уважал, считал своим самым любимым десертом. И вот это зелёное яблоко на картине символизирует жизнь. На стопке книг склянка с лекарствами. Думаю, это мама моя поставила. Она у меня очень сильно болела… И эту склянку я тоже изобразила. Болезни — неотъемлемая часть нашего бытия, но человек всегда надеется на лучшее. Вот так и получилось, что натюрморт мой стал философским.
…Несколько своих картин Любовь Викторовна объединила в серию «Деревенский интерьер». Название, кстати, намного ёмче, чем может показаться при первом прочтении. «Деревенский интерьер», в понимании художницы, это не просто знакомые с детства предметы мебели, утварь или обои на стене. Это та самая тихая неповторимость повседневности, та среда, которая в определённой степени лепит образ человека, его привычки, его отношение к окружающему миру.
— На этой картине я изобразила другой уголок нашего дома, — поведала Любовь Викторовна. — На вешалке висят подрясник отца, его телогрейка, на полу стоят его валенки. Печурка наша. А вот наш любимец, кот Антошка, прикорнул у порога напротив печурки. Ему так тепло и уютно. Этот уголок дома — часть нашей повседневной жизни.
На второй картине из этой же серии изображён ещё один уголок дома. Это, судя по всему, гостиная или зал. Окно, горшки с цветами на подоконнике, стол, накрытый белой скатертью, а на нём книги, картины на стене, тот же Антошка, устроившийся около стула. И что интересно. По сути, главным героем этой картины должен быть кот, ведь он единственный одушевлённый «предмет» среди всех остальных неодушевлённых. Ан нет! Здесь всё одушевлённое! И главный персонаж — старый деревянный стул, вобравший в себя тепло людей, которые на нём сидели. Стул притягивает взгляд, потому что он кажется живым. И жизнь в него вдохнула любовь хозяев этого дома. Ведь когда вещь любят, она не изнашивается от времени, она просто отдаёт свои лучшие качества тем, кому служила верой и правдой.
— Вот так мы жили, — показала Любовь Викторовна на ещё одну картину из серии «Деревенский интерьер». — На столе керосиновая лампа и …кочан капусты, на диване ещё один кочан, рядом с диваном …мешок с картошкой. На полу — домотканый половичок. Жили просто, без изысков. Хорошо жили, с душой! Умели находить доброе и светлое в самых обычных вещах. Вот эта капуста на столе или мешок с картошкой в комнате — это ведь не только описание незатейливости быта. Это символизирует и единение с природой, и радость ежедневного труда, приносящего свои плоды.
…Картина «Автопортрет» выполнена углём. Девушка в меховом капоре. Внимательный взгляд, твёрдо сжатые губы.
— Писала в три часа ночи, смотрясь в зеркало, — рассказала об истории создания картины автор. — Во времена моей молодости были очень модными меховые капоры. Вот мне и захотелось изобразить себя в нём. К капору я добавила шёлковые ленточки. Так в процессе творчества и образ стал вырисовываться. Из современной девушки я превратилась в девицу девятнадцатого века. Я всегда была девушкой несовременной. Меня и в институте подружки звали «old lady». Я никогда не обижалась. Такова моя жизнь. Но она моя! Поэтому считаю, что «Автопортрет» удался. В нём я смогла выразить себя, своё мироощущение. А это главное для художника.
… Несколько картин Любовь Викторовна посвятила Антошке. Вложила в них всю свою любовь к домашнему питомцу.
А ещё на выставке представлены картины, на которых изображены лесные ягоды, грибы, цветы. Прилипший комочек земли или засохшая былинка, любовно выписанные художницей, лишь обостряют наше чувство восхищения этой безыскусной красотой.
Выставка работает! Приглашаем всех желающих!