- 19.07.2016
Более 2200 км по дорогам Отечества
23-й студенческий и преподавательский автопробег Тульского государственного университета вернулся домой.
Колонна взяла старт от стен ТулГУ в субботу, 2 июля. Маршрут пролегал через Каширу, Коломну, Суздаль, Палех, Плес, Кострому, Ярославль, Углич, Валдай, Осташков, Ржев, Вязьму, Юхнов, Калугу... И родную Тульскую область.
Традиции автопробега «По дорогам Отечества» Тульского государственного университета берут начало в 1994 году. Тогда, после финиша, основатель пробега Николай Николаевич Фролов сказал: «Я надеюсь, что эта традиция навсегда...». Его слова оказались пророческими.В том же 94-м году в окрестностях Юхнова Калужской области был установлен памятник «Воинам-водителям» от студентов и преподавателей кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства тульского вуза. Впервые прошли соревнования по автомобильному многоборью. Была заложена традиция посещать музеи сражений и города Великой Отечественной войны, мемориалы, памятники. Был сварен первый «кондер» и проведена первая дискотека автопробега...
В 2016 году число участников и автомобилей было заметно больше, чем 22 года назад. Уже не те и сами автомобили: давно почти все экипажи оснащены мобильными рациями, есть походно-полевая кухня, а на стоянках варят и первое, и второе. В лесу можно установить проектор, повесить экран и посмотреть фильм, сделать презентацию.
На берегу Рыбинского водохранилища, на территории далекой от фронта 1941 года, поисковик Михаил Юрьевич Власов провел беседу со студентами и преподавателями и показал материалы с раскопок на территории Тульской и Калужской областей. Среди них — обломки вооружения, обмундирования, личные вещи солдат, пробитые каски и капсулы — счастливые находки, что позволяют надеяться на открытие имен пропавших без вести. Сколько уже их было найдено, но и они лишь капля в море! Большинство останков так и останутся лежать в земле безвестно...
Коломна. Экскурсия по территории кремля. Страницы истории перелистываются, создается образ прошлого. Дмитрий Донской от этих ворот вел войско на Куликово поле. Сколько легенд и былей живет в стенах монастырей и храмов, сколько времени утекло по этим брусчатым переулкам!
Суздаль. Терем-город. Живая история. Предместье Суздаля — Кидекша. Резиденция Юрия Долгорукого. Недалеко расположилась стоянка автопробега, на берегу Нерли. В самом Суздале — не счесть исторических мест. Каждая эпоха нашла отражение. И памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, одному из руководителей Второго народного ополчения, освободителю от польско-литовских оккупантов, и Спасо-Евфимьев монастырь, где содержался фельдмаршал Паулюс после пленения под Сталинградом. Как все переплетено в истории России, и все взаимосвязано.
Плес. Музей древнерусской избы под открытым небом. Предметы быта, орудия труда, детские игрушки. Во всем видна целесообразность и мастерство. Каждая вещь имела свое предназначение и цену. Каждый мужчина был или охотником, или ювелиром, или землепашцем... Но каждый был воином, и каждая жена дарила мужчине меч, чтобы тот мог защитить от врага дом и родную землю. Историк-археолог Павел Николаевич Травкин, облаченный в одежду тех времен, раскрыл тайну оружия и оберега... Плес — русская Швейцария. Музей Левитана, живые полотна, красота и прелесть волжского края, романтика личных отношений художника.
Ржев. Одна из основных точек автопробега. Воинские захоронения. Братские могилы бойцов Красной Армии. В каждой примерно по тысяче тел. И только единицы открытых имен. Нет слов, чтобы выразить хоть каплю признательности и боли. Экскурсовод Наталья Георгиевна Дранова говорит: «Как хорошо, что вы приехали, студентов привезли...». Студенты все посмотрели и все прочувствовали. Битва под Ржевом — одна из нераскрытых страниц Великой войны. Там текли реки крови, там закончился путь сотен и сотен тысяч бойцов. Об этом нужно помнить! Автопробег всегда будет там, где деды и прадеды держали рубеж.
Юхнов. Неизбежная точка любого маршрута «По дорогам Отечества». Остается еще один перегон до Тулы. Автопробег заканчивается. Проведены соревнования и названы победители. Проведен конкурс фотографий. Позади почти ежедневные 14- часовые рабочие дни, когда от подъема в шесть-семь утра до прихода на очередную стоянку в восемьдевять вечера колонна двигалась по дорогам России, не всегда гладким, но всегда захватывающим.
Такая традиция должна быть вечной!