- 01.08.2016
- Татьяна Крикункова
Полевая практика, или биологи на природе
Июль — верхушка лета и самая горячая пора у первокурсников кафедры «Биология» Естественнонаучного института Тульского государственного университета. В это самое время восемнадцать студентов проходили практику на Базе полевых исследований ТулГУ, расположенной в деревне Кинеево Заокского района Тульской области.
— Практика состояла из двух частей, — рассказала кандидат биологических наук, доцент кафедры «Биология» Елена Михайловна Волкова. — Первая часть — зоологическая. В этом году она длилась с 29 июня по 8 июля. Руководитель зоологической части практики — моя коллега, кандидат биологических наук, доцент нашей кафедры Ольга Викторовна Швец. В ходе первой части наши студенты изучали насекомых, грызунов, птиц и крупных млекопитающих, которые обитают в окрестностях Базы. Ребята обрабатывали результаты полевых исследований, вносили их в дневник, делали коллекции насекомых, названия которых записывали по-русски и на латыни. Зачёт по зоологической части первокурсники сдавали непосредственно в ТулГУ. Вторая часть практики — ботаническая, и проходила она с 11-го по 19 июля. Вооружившись микроскопами и закинув рюкзаки за спины, наши ребята снова отправились в путь…
Во время второй части наши будущие биологи изучали разнообразие растений, произрастающих в различных условиях: на лугу, в лесу, в водоёмах и по их берегам, на невозделанных полях. А ещё ребята учились закладывать и оформлять гербарии.
— Да-да, именно закладывать, термин наш, специфический, — уточнила преподаватель. — Изготовление гербария — дело кропотливое. И настоящее искусство! Прежде всего, нужно правильно собрать растения, то есть отобрать здоровые и выкопать их с корнями. Затем аккуратно разложить их между газетными страницами. Дело в том, что газетная бумага хорошо впитывает в себя влагу. Далее растения распрямляют, красиво располагают, подписывают: кто и где собрал. После прокладывают «матрасами», так у нас называются слои бумаги, впитывающие влагу, и помещают в гербарный пресс (сетку), который плотно затягивают. «Матрасы» у растения необходимо менять ежедневно! И если все правила соблюдены, то туже через 5-7 дней растение будет полностью высушено и его можно будет монтировать на гербарный лист. Каждый экземпляр сопровождается этикеткой с названием самого растения и семейства, к которому оно принадлежит, на русском и латинском языках.
Как рассказала Елена Михайловна, во время ботанической части наши студенты также исследовали растительные сообщества, закладывали пробные площади размером 100-400 квадратных метров. Что это такое? Это участок луга, например, или леса, или другой территории, который характеризуется однородными рельефом и структурой растительности. По сути, пробная площадь — это типичный участок. И вот на нём ребята изучали разнообразие видов растений, как они распределены в пространстве, какую образуют биомассу. На основании полученных данных каждому растительному сообществу давалось название по доминирующим видам, например «Осинник пролесниковый» или «Злаково-земляничное сообщество».
— Вот этими самыми работами наши студенты занимались до обеда, — пояснила Елена Михайловна. — А после обеда ребята определяли растения с помощью полевого атласа и книги П.Ф. Маевского «Флора средней полосы Европейской России», которая стала для наших первокурсников в буквальном смысле настольной. А ещё изучали строение почвы: выкапывали почвенные шурфы, исследовали, как меняются её свойства в зависимости от глубины. С глубиной, между прочим, содержание питательных веществ (гумуса) понижается, кроме того, почва меняет свой цвет с тёмно-серого и чёрного на охристый. Наши студенты отбирали образцы почвы для дальнейшего их изучения в ходе подготовки курсовых работ. А после ужина наших практикантов ждал «букет дня». Перед ребятами стояла задача определить, то есть угадать, растения, которые были собраны в течение этого дня. И назвать растения нужно было в очередной раз и по-русски, и на латыни. А микроскопы наши практиканты тащили в рюкзаках тоже для очень серьёзной работы: с их помощью будущие биологи исследовали свойства воды и особенности строения водных растений.
Продолжая свой рассказ, Елена Михайловна подчеркнула, что культурной программы у наших практикантов не было.
— Работали от рассвета до заката, а иногда и при свете лампочки, — сделала акцент преподаватель. — Жили в спартанских условиях: спали в палатках, еду готовили сами. На костре! Кстати, ребята и меню сами составляли, соревновались в кулинарном творчестве. Только это, наверное, и можно назвать культурной программой. Особенно понравился всем плов с тушёнкой. Это блюдо и было единогласно признано самым лучшим. Все наши студенты — молодцы! Плодотворно поработали! Успешно подкрепили теорию практикой, углубили знания. Мы ими гордимся! От имени всех своих студентов выражаю благодарность университету за организацию Базы полевых исследований, где имеется не только место для работы — прекрасная беседка, но и вода из скважины, а также горячий душ. На Базе полевых исследований нужно соорудить закрытое помещение, в котором можно было бы заниматься в дождливую погоду. Но это уже планы на следующее лето.