Осенью 41-го

  • 14.10.2016

Осенью 41-го

Решением Советского правительства от 14 октября 1941 года Тульский механический институт подлежал эвакуации. 18 октября это решение было получено облисполкомом и директором института П.В. Пудовеевым.

На 1 октября 1941 года в ТМИ насчитывалось 950 человек: 674 студента, 51 преподаватель, 42 человека учебно-вспомогательного и 183 административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала.

За короткое время было демонтировано оборудование, упакованные материальные ценности доставлены на площадку Тульского оружейного завода для отправки вместе с оборудованием цеха № 7. Руководство цеха предоставило в распоряжение института несколько платформ и вагонов.

Часть имущества и личного состава отправлялась с первым эшелоном 22 октября. Ответственным за погрузку и доставку был преподаватель кафедры основ марксизма-ленинизма В.П. Смирнов. Люди и оставшаяся часть оборудования были отправлены со вторым эшелоном 24 октября.   

Было отправлено оборудование девятнадцати кабинетов и лабораторий и самые ценные приборы станочного парка. Станки остались в институте. 10 октября 1941 года часть лабораторного оборудования на грузовой машине была отправлена в Москву, в Высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана.

Первые эшелоны уходили на восток, когда вокруг города уже грохотали орудия. Но студенты не отчаивались. «Прощай, Тула, мы вернёмся и сделаем наш институт ещё больше и краше», — говорили они.

В пути следования агитаторы проводили беседы со студентами и сотрудниками института о международном и внутреннем положении страны, о ситуации на фронтах Великой Отечественной войны, о героических защитниках Родины.

Руководство эшелонов организовывало круглосуточное дежурство, расставляло людей на постах наблюдения на случай тревоги, инструктировало личный состав. Но избежать налёта вражеской авиации не удалось. Второй эшелон попал под бомбёжку, были смертельно ранены студенты Э. Леви, С. Куликов и В. Чудин.

До места назначения составы шли целый месяц. Для пополнения запасов топлива и питьевой воды приходилось использовать длительные остановки на станциях. Горячую пищу люди нередко принимали один раз в день.

21 ноября 1941 года к месту назначения прибыли 20 преподавателей и лаборантов, 11 рабочих и служащих и 58 студентов. Некоторые преподаватели, студенты, рабочие и служащие ушли в рабочий полк и в народное ополчение. Студенты младших курсов были мобилизованы на трудовой фронт.

По прибытии на место дислокации туляки узнали, что разместить ТМИ и МВТУ им. Н.Э. Баумана в одном городе невозможно. Из Москвы пришло указание временно закрыть ТМИ. 58 студентов, 14 преподавателей и лаборантов, 5 рабочих и служащих были временно переведены в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Остальные — в техникум и на завод.

В Туле остались директор института, бухгалтер, помощник директора по АХЧ, начальник строительства и главный механик. Остальные сотрудники уволены. В силу создавшихся обстоятельств институт временно перестал существовать. Но все верили, что, когда немецко-фашистские оккупанты будут разбиты, институт вернётся в город и продолжит работать.

В декабре 1941 года преподаватели М.А. Мамонтов, Г.М. Лящук, С.А. Рагозин, В.Ф. Прейс, А.Д. Попов, Е.Г. Иванов, Н.П. Лисицын, В.П. Смирнов образовали инициативную группу по быстрейшему восстановлению вуза. В конце декабря доцент М.А. Мамонтов выехал в ГУУЗ с докладной запиской, обосновывающей необходимость реэвакуации и восстановления ТМИ. В конце марта 1942 года в Тулу стали возвращаться студенты и преподаватели.   

Кузница инженерных кадров. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. — 328 с. с ил.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности