- 23.11.2016
- Дмитрий Литвинов
Как читать и слышать стихи?
Считаются ли стихи настоящими, если в них нет рифмы? Как почувствовать магию ритма и нужны ли правила, чтобы слагать стихи, или и так сойдет? Почему Пифагор был прав? Ответы на эти вопросы студенты Института гуманитарных и социальных наук ТулГУ и все желающие искали на лекции доцента кафедры журналистики Татьяны Борисовны Богатыревой.
— Начнем с конца — так будет логичнее, — начала преподаватель свою лекцию, на которой свободных мест в одной из аудиторий 11-го учебного корпуса не было, и даже более того — некоторым пришлось потесниться. — Пифагор считал, что в основе мира лежит цифра, поскольку всё видимое можно посчитать. Древний ученый также небезосновательно утверждал, что вся Вселенная звучит, и звучит в определенном ритме. Даже когда нас еще нет — мы уже звучим...
Татьяна Борисовна включает звук бьющегося в утробе матери сердца младенца и продолжает:
— Вся жизнь — это ритм: биение сердца, смена ночи и дня, времен года и так далее. Одна из версий зарождения стихов — это обращение древних к богам. Вторая — стихи произошли от рабочих песен, потому что под них (то есть если есть определенный ритм) проще работать. Таким образом, мы приходим к выводу, что стихи есть самая близкая к природе форма организации речи…
На лекции то и дело звучали записи — стук сердца, шум прибоя, шорох луговых трав, голос Анны Андреевны Ахматовой. Татьяна Борисовна просила подойти к доске добровольцев и изобразить схему стиха, разбитого на слоги и с логическими ударениями. А еще ассистенты из числа слушателей пробовали сыграть стих на африканском тамтаме.
— Главное в стихотворении — это не рифма, а ритм, — утверждает доцент Т.Б. Богатырева и с легкостью это доказывает, зачитывая белый стих. — Именно в этом главное отличие стихов от прозы. Кстати, стих и стихотворение — это две большие разницы, которые нужно понимать. Стих — это ритмическое деление на соизмеримые отрезки, а стихотворение — произведение или процесс его создания…
Очень коротко лектор остановилась на стихотворных размерах, отметив, что это настолько глубокая наука, что ее даже на филологических специальностях изучают довольно поверхностно. Сегодняшняя же лекция посвящена практике, и этой практикой ее участники с удовольствием занялись.
— Татьяна Борисовна постаралась научить нас слышать, а главное слушать стихи в том формате, как они задуманы. Мы услышали стихотворение Ахматовой в ее исполнение. Это непередаваемые ощущения! — поделился впечатлениями второкурсник кафедры журналистики Максим Кашулкин. — Несомненно, лекции такого формата идут на пользу всем вне зависимости от профиля обучения. С их помощью мы не только повышаем свой бэкграунд, совершенствуемся, реализуемся. Ведь литература подобна ювелиру, который старается из человека — алмаза сделать нечто необычное, неповторимое. Очень бы хотелось, чтобы подобные открытые лекции продолжались, и на них приходило бы больше слушателей…
Еще одна будущая журналистка Елизавета Говорова призналась, что Татьяна Борисовна Богатырева — ее любимый преподаватель на кафедре.
— Лекция заставила полюбить ее еще сильнее! — не скрывает эмоций Елизавета. — Она большая молодец. Ее умение преподносить серьезные вещи так легко и забавно, прямое взаимодействие с аудиторией и проигрывание стихотворного ритма на тамтаме стали главными акцентами сегодняшней встречи. Я думаю, Татьяне Борисовне в полной мере удалось донести до слушателей, что такое стихи и как правильно с ними обращаться. Если и возникали какие-то вопросы по ходу лекции, преподаватель настолько грамотно на них отвечала, что смогла убедить даже самых ярых спорщиков…