- 30.11.2016
- Татьяна Крикункова
Горное дело: история в деталях
30-го ноября в Центре образования № 31 в рамках работы Городского физико-математического общества прошло очередное занятие.
В этот раз в гостях у ребят побывал доктор технических наук, профессор кафедры «Геотехнологии и строительство подземных сооружений» Института горного дела и строительства Тульского государственного университета Владимир Иванович Сарычев.
— Сегодня мы с вами совершим путешествие вглубь веков, — сразу же заинтриговал он старшеклассников. — Как мы это сделаем? А благодаря сегодняшней лекции, речь в которой как раз и идёт об истоках становления горного дела в мировой истории. Мы охватим с вами огромный временной пласт — от возникновения человеческого общества до падения Римской империи, включая периоды каменного, медного и бронзового веков, а также период железных орудий…
В своём выступлении Владимир Иванович отметил, что становление горного дела связано в первую очередь с эпохой горных орудий, одним из которых является кирка. Он рассказал ребятам об открытых (откапывание и собирание) способах добычи полезных ископаемых, которые использовались на заре цивилизаций, и подземных способах, получивших своё развитие в дальнейшем. А добывали люди многое: от кремния до меди, золота, олова, сурьмы, нефти и угля.
Школьники узнали, что первые медные минералы, например малахит, использовались как украшения, а первые медные орудия стали вытеснять каменные. Поведал Владимир Иванович ребятам о первых чертежах выработок, о подготовке руды к плавке, об обогащении полезных ископаемых, о «Естественной истории ископаемых тел» — капитальном труде древнеримского писателя-эрудита Плиния Старшего. А ещё о золотом руне. Как оказалось, это не метафора и не аллегория: золотоносный песок действительно ссыпали на бараньи шкуры.
— Лекция интересная! Мне понравилась, — поделилась ученица 10 «В» класса Катя Лазарева. — И идея физмат школы тоже, считаю, хорошая. Благодаря вот таким познавательным лекциям нам, школьникам, легче выбрать будущую профессию. Я о двух институтах Тульского государственного университета задумываюсь: Политехническом и Институте горного дела и строительства. И вот с помощью таких увлекательных занятий надеюсь познакомиться с ними поближе.
— Да, лекция занимательная. Я тоже много нового узнал, — согласился ученик 9 «А» класса» Никита Агапов. — История горного дела расширяет наш кругозор. Да и когда человек познаёт новое, ведь это всё на него положительно влияет. Так что идею поддерживаю!