- 15.02.2017
- Дмитрий Литвинов
Химия транспортных потоков
Очередное занятие Городского физико-математического общества школьников было посвящено актуальной городской проблеме — организации движения. Его провёл заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Политехнического института ТулГУ Игорь Евгеньевич Агуреев.
Занятие лектор построил в форме диалога — постоянно общался с учениками центра образования №20, давая тем самым понять, что обсуждаемые вопросы касаются каждого.
— Кто хотя бы раз в жизни участвовал в формировании транспортного потока? — говорил Игорь Евгеньевич. — Конечно, каждый из нас, ведь этот поток мы же с вами и создаём, когда едем из дома в школу, из школы домой и по другим делам…
Но начал свою лекцию под названием «Транспортные потоки в городе и борьба с заторами» заведующий кафедрой с другого. Он показал на слайде пробирку с веществом. От одной картинки к другой цвет вещества и его структура менялись.
— Это происходит самопроизвольно и вы, конечно, являясь старшеклассниками знаете, как это называется — реакция, — продолжал И.Е. Агуреев. — Любая реакция — это самоорганизация, происходящая по закону коллективного взаимодействия молекул вещества. Эти взаимодействия изучал Илья Романович Пригожин, родившийся в России и получивший за свои исследования Нобелевскую премию…
Так от химии специалист в области транспортных потоков перешёл к организации городского движения, которое также подчиняется определённым законам.
— Те проблемы, которые переживают крупные российские города сегодня, были актуальны в США ещё 30, 40 и даже 50 лет назад, — отметил лектор. — Именно тогда были разработаны и опробованы первые теории организации движения и транспортных потоков, и сегодня мы их изучаем и применяем на практике в Тульской области…
Возвращаясь к химии, Игорь Евгеньевич продолжил аналогии, сравнив фазу свободного потока, которая обычно бывает в утренние часы или по выходным, с газообразным состоянием воды. Средняя загруженность дорог, когда движение («течение») есть, но уже имеются ограничения — с жидким. А твёрдое состояние воды можно соотнести с режимом движения stop&go, то есть стоянием в пробке.
— Исследованием транспортных потоков занимаются специалисты нашей кафедры. Это большая интересная работа, в которой используются математические модели, физические законы и даже химические взаимодействия. Придя учиться к нам, вы отчётливо поймёте, как физика и математика применяются на практике, причём будете видеть это ежедневно, — сказал заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного хозяйства ТулГУ.