- 24.04.2017
- Татьяна Крикункова
Прекрасное близко
Так устроен человек, что часто манят его дальние дали. Хочется мир посмотреть, увидеть ещё неувиденное. А стоит ли ехать за тридевять земель, чтобы увидеть что-то необычное, яркое и интересное?..
В галерее «Белая ворона» научной библиотеки Тульского государственного университета открылась выставка фоторабот «Русская Атлантида (Крапивна и её окрестности)» мастера на Крапивенском участке электросетей, а по совместительству поэта, скульптора по дереву и краеведа Александра Петрухина. Так вот, этот человек уверен: чтобы увидеть прекрасное, далеко ехать не надо. Оно рядом с нами.
24 апреля в Тульском государственном университете состоялась встреча Александра с сотрудниками и студентами вуза. Петрухин рассказал о своей малой родине — Крапивне и её окрестностях. О тех местах, где он постоянно открывает для себя что-то новое и интересное.
Живёт в памяти Александра легенда, которую рассказал ему дедушка. Однажды напали монголо-татары на русское поселение, расположенное на высоком холме, на берегу реки Плавы, и сожгли его. Кого-то из жителей полонили, а кто и спрятаться сумел. И вот вернулись уцелевшие на то место, где раньше жили, и увидели руины, заросшие крапивой. Отстроили поселение заново и назвали его Крапивной…
— В тех местах храмы по берегам рек возводили, — поведал Александр. — И это неспроста. Колокольный звон по долинам рек хорошо передавался. И если в одном храме колокола звучали, в другом их было слышно…
Всё прекрасное, что сумел отыскать Александр на родной стороне, он запечатлел на своих фотографиях. А слово «Атландида» в названии выставки не случайно.
— Давным-давно исчезла с лица земли таинственная цивилизация Атлантида. Так ведь и русская деревня — это тоже цивилизация, та же Атлантида. И той русской деревни, которую я знал в детстве, её ведь уже нет. Она исчезла! Изменился уклад жизни, безвозвратно ушло то, что составляло суть русской деревни, её колорит, её самобытность, — признался Александр. — Но на то она и человеческая память, чтобы сложить из фрагментов милую сердцу картину ушедшей эпохи.
Вот деревянный мост, построенный в 1942 году. Александр помнит, как ребёнком проезжал по нему в автобусе. Двухсотлетний дуб — величавый, гордый старожил. А вот здание, оставшееся от завода братьев Тимофеевских, поставлявших императорскому двору разные наливки. Было время, в Крапивне благоухали сады, а крапивенские яблочки добирались до самого Парижа. Придорожный трактир, остатки конюшни, крапивенская «керосинка» — всё запечатлел вдумчивый взгляд художника. Мышонок Васька, «коллега» Петрухина, которого тот регулярно угощает печеньицем, синичка-любимица, последняя крапивенская корова (а когда-то было целое стадо) — все они герои его фотографий. Добрых и пронзительных.
— А вот дом, в котором я живу, — показал на одну из фотографий Александр. — Его жилая часть повторяет контуры древнего храма. В один из кирпичиков вмурована известняковая ракушка. Все, кто впервые видят это, удивляются. Спрашивают: «Что это за диковинка?»
По словам автора, все фотографии были задуманы как иллюстрации к его стихотворениям. Но получилось так, что фотографии зажили своей жизнью, стали, так сказать, наглядным подтверждением мыслей Александра о том, что краше отчего края на свете ничего нет.
Конечно же, Петрухин тоскует об ушедшей натуре, о той русской деревне, которую запомнил навсегда. Но тоска эта светлая и в определённой степени созидательная, потому что ушедшая натура всё-таки возрождается — в его произведениях. Одной из фотографий Александр дал назание «Чудо». Прямо на куполе храма Козьмы и Домиана (Крапивна) выросла бузина. Снова жизнь! На куполе храма в селе Жердево уцелел крест. На фоне пронзительно-синего неба он смотрится кружевным орнаментом. «Синева и кружева» — именно так и назвал свою фотографию Александр. А пурпурные ягоды калины, прибитые морозцем и нахлобучившие снежные шапки, — необыкновенная зимняя картинка «Лёд и пламень».
Фотография «Осенний стражник» — это дань уважения красивому и грациозному животному. Любознательный гнедой конь доверчиво смотрит в объектив. Его масть в тон осени. Ещё не облетевшие листочки мягко подчёркивают «огненность» его движений.
Вот дрова, сваленные, по всей видимости, у дома. «Как-нибудь переживём!» — гласит фотография. Тяжело, конечно же, в наше время без газового отопления. Но если дров запасено вдоволь, русская деревенька не замёрзнет. И завьётся из труб резвый дымок, и повеет теплом домашнего очага…
— Мне очень понравилось выступление Александра Юрьевича Петрухина, — поделился второкурсник Политехнического института Александр Пронжило. — Красивые и добрые фотографии, интересный рассказ. Этот человек хорошо знает историю отчего края. Это настоящий патриот своей малой родины.
—Да, Александр Юрьевич Петрухин увлекательно рассказал о своей родине, — согласилась второкурсница ПТИ Екатерина Шраченко. — Он столько нового узнал о том месте, где родился и живёт! Такие интересные детали привёл. Сразу видно, что очень дорога ему Крапивна. Лично я считаю, что встречи с такими людьми нам, студентам, очень нужны. Они прививают нам любовь к родной земле.