От внутреннего развития — к внешнему влиянию

  • 26.04.2017
  • Дмитрий Литвинов

От внутреннего развития — к внешнему влиянию

Ректор Тульского государственного университета М.В. Грязев принял участие в дискуссии о развитии системы опорных вузов России, которая прошла под председательством заместителя Министра образования и науки РФ Л.М. Огородовой.

В мероприятии также приняли участие министр промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области Д.А. Ломовцев, представители правительства Белгородской области, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, Череповецкого государственного университета, представители министерства образования, журналисты.

Открывая встречу, Людмила Михайловна Огородова отметила, что Минобрнауки проводит последовательную политику, направленную на поддержку университетов, ориентированных на качественную подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

В результате двух конкурсных отборов, проведённых Министерством в 2016 и 2017 году, формируется 33 опорных университета, расположенные в 32 субъектах РФ. На реализацию мероприятий программ развития опорных университетов в 2016-2017 гг. Минобрнауки России выделяет свыше 3 млрд рублей. Отмечено, что вузы второй волны отбора, завершившейся в апреле 2017 года, разделены на две группы. В первую вошли восемь университетов, которые получат поддержку на инфраструктурное развитие в размере 100 млн руб. В их числе — Тульский государственный университет.

— Правительство вкладывает существенные ресурсы в развитие университетов, при этом задачи, которые перед ними ранее ставились, касались, прежде всего, их внутреннего преобразования, — говорила замминистра образования и науки. — Сегодня мы переходим к следующему шагу — оценке и расширению их влияния на региональную экономику, социальный сектор, региональную и городскую среду…

Опорные университеты России включены в приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», который направлен в том числе на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. На этих же принципах строятся программы развития, представленные вузами.

— Университетские центры создаются в соответствии со спецификой конкретного региона, вызовами социально- экономического развития. Именно вуз в первую очередь должен распознать вызовы для своего региона и стать партнёром региональной власти и компаниям в поиске эффективных решений. Рассматривая заявки, комиссия обращала внимание в первую очередь на связь программы развития и её поддержку со стороны региональных властей, — отметила Л.М. Огородова.

Своим видением развития опорных вузов поделились руководители университетов-победителей конкурса, а также представители региональной власти. Так, министр промышленности и ТЭК Тульской области Дмитрий Алексеевич Ломовцев поведал, что в разработанной в 2016 году по предложению губернатора Тульской области А.Г. Дюмина Программе социально-экономического развития региона основным приоритетом является кадровое обеспечение промышленности.

— Промышленность Тульской области примерно на треть определяется государственным оборонным заказом, в этом году мы вышли на показатель 30 тысяч занятых в сфере ОПК и планируем его наращивать. При этом в регионе присутствуют непосредственно производственные предприятия, но мы занимаемся и разработками, а, значит, нам очень нужны конструкторы, и эту задачу мы также планируем решать с помощью опорного вуза, — прокомментировал министр.

Д.А. Ломовцев сообщил о развитии в Тульской области партнёрства между предприятиями и сферой образования, в частности, о трёхсторонних соглашениях в области подготовки кадров, позволяющих осуществлять набор и корректировать образовательные программы в соответствии с потребностями региональной экономики.

Ректор ТулГУ Михаил Васильевич Грязев остановился на целевых параметрах, которые планирует достичь вуз, реализуя в течение пяти лет программу развития опорного университета. Это, в частности, увеличение численности обучающихся по программам высшего образования по очной форме обучения более чем на 15%, доли магистрантов и аспирантов — на 40%, доли обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам — в шесть раз. Кроме того, в числе целевых показателей по науке — увеличение объёма НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника почти на 30%, увеличение публикационной активности (в частности, в системе научного цитирования Scopus) в расчете на 100 научно-педагогических работников — более чем на 60%, рост количества команд-резидентов бизнес-инкубаторов и технопарков университета более чем в два раза.

— Будет существенно модернизирована материально-техническая база университета: созданы 12 межкафедральных научно-лабораторных и учебно-производственных центров, три базовые кафедры на предприятиях, два интегрированных с промышленными предприятиями центра компетенций, площадка для проведения демонстрационного экзамена по компетенциям WorldSkills Russia, Медицинский клинический центр ТулГУ, — сказал ректор ТулГУ.

Михаил Васильевич отметил возрастающую долю студентов целевого обучения, что положительно влияет на обеспечение кадровых потребностей предприятий. Также он остановился на важности технического образования, сообщив, что основное количество бюджетных мест в ТулГУ распределяется на направлениях технического профиля подготовки.

— Мы разрабатывали программу развития опорного вуза совместно с правительством Тульской области и губернатором А.Г. Дюминым, двигаясь по положениям программы социально-экономического развития региона. Определены конкретные проекты, которые будут реализованы, в том числе и с региональным софинансированием. Нам предстоит интенсивная совместная работа, — подвёл итог ректор ТулГУ.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности