- 28.04.2017
- Татьяна Крикункова
Учёные ТулГУ приняли участие в создании свода правил
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждён свод правил (СП) «Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования».
При подготовке данного документа были использованы результаты многолетней работы группы специалистов кафедры «Механика материалов» Института горного дела и строительства Тульского государственного университета — докторов технических наук Нины Наумовны Фотиевой, Сергея Владимировича Анциферова, Андрея Сергеевича Саммаля, Петра Вячеславовича Деева, а также доктора технических наук, профессора кафедры «Геотехнологии и строительство подземных сооружений» Николая Спиридоновича Булычёва, ныне, к сожалению, покойного. По сути, это итог научно-исследовательской деятельности, осуществляемой коллективом научной школы геомехаников, созданной в начале 80-х годов прошлого века Ниной Наумовной и Николаем Спиридоновичем в тогда ещё Тульском политехническом институте. Одно из приоритетных направлений этой деятельности как раз и связано с разработкой новых аналитических методов расчёта конструкций подземных сооружений в сейсмических районах. В основу этих методов положена оценка наиболее неблагоприятного напряжённого состояния подземных конструкций при сейсмических воздействиях землетрясений.
Разработанные в ТулГУ методы были переданы ведущим проектным организациям, таким, как ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс», АО «Метрогипротранс, ВПИиНИИ «Гидропроект» им. С.Я. Жука и др., и использовались при проектировании целого ряда важнейших объектов на территории России и других стран мира. Это Байкало-Амурская магистраль, сооружения Рогунской и Байпазинской ГЭС, транспортные тоннели Олимпийского Сочи, гидротехнические сооружения в Сирии, Иране и на острове Ява.
Свод правил, посвящённый проблемам строительства транспортных сооружений в сейсмических районах, создан в нашей стране впервые. Результаты исследований учёных ТулГУ были включены в раздел № 9 «Транспортные тоннели и метрополитены», а также в приложение по расчёту замкнутых монолитных обделок тоннелей произвольного очертания глубокого заложения.
Необходимо отметить, что разработанные ранее теоретические основы получают своё развитие в рамках нового научного направления, связанного с расчётом обделок тоннелей, сооружаемых в сейсмических районах, с учётом влияния земной поверхности. Данное направление, открывающее широкие перспективы для дальнейшего развития и использования в практике проектирования подземных сооружений, было поддержано грантами РФФИ, Президента РФ, а также грантом Международной ассоциации INTAS.
— Свод правил является весьма актуальным документом, поскольку в России планируется реализация ряда масштабных проектов, связанных со строительством объектов в сейсмически активных районах, — подчеркнул заведующий кафедрой «Механика материалов» Сергей Владимирович Анциферов. — А сам факт участия учёных ТулГУ в создании нормативного документа федерального уровня свидетельствует о признании научных достижений Тульской школы геомехаников.