«Образование нельзя получить, его можно только получать»

  • 29.06.2017
  • Татьяна Крикункова

«Образование нельзя получить, его можно только получать»

22 июня в здании Правительства Тульской области прошли заседания комиссий при Губернаторе по премии Тульской области в сфере науки и техники 2017 года, на которых были определены лауреаты конкурсов. В числе соискателей премий — научные работники и сотрудники ведущих промышленных предприятий.

На соискание премии им. К.Д. Ушинского были выдвинуты три проекта, авторами которых являются представители Тульского государственного университета, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и Тульского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

По итогам рассмотрения проектов комиссия приняла решение рекомендовать для присуждения премии работу «Педагог профессиональной школы: от качества преподавания — к качеству образования» представителей Тульского государственного университета (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теория и методика профессионального образования» Владимир Матвеевич Петровичев (посмертно), доктор педагогических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой ТиМПО, Заслуженный учитель школы Российской Федерации Ольга Владимировна Заславская и кандидат педагогических наук, профессор этой же кафедры Виктор Николаевич Ранних). 

— Победили мы с большим отрывом от своих соперников. Из семи членов экспертной комиссии пятеро проголосовали за наш проект, — не без гордости (вполне обоснованной) рассказала Ольга Владимировна Заславская. — Это уже вторая победа нашей кафедры. В прошлом году мы выиграли грант Российского гуманитарного научного фонда по педагогической проблематике. Наш коллектив успешно занимается научно-исследовательской деятельностью…

На заседании комиссии авторы проекта представляли доклад и презентацию. Программа «Педагог профессиональной школы: от качества преподавания — к качеству образования» реализуется в системе дополнительного профессионального образования. Суть её заключается в создании системы подготовки для профессиональной школы квалифицированных преподавательских кадров, обладающих необходимыми и достаточными знаниями, умениями, навыками и компетенциями в области собственно педагогического процесса. Таким образом, слушателями курсов являются люди, которые не имеют базового педагогического образования, но выполняют преподавательские функции: осуществляют профессиональное обучение студентов в вузе и колледже, рабочих и инженеров в учебных центрах промышленных предприятий.

— Мы не просто проводим курсы по стандартным образовательным программам, мы не просто обеспечиваем набор слушателей и реализуем учебное расписание. Мы создали комплексную социально-профессионально ориентированную программу, которая построена на принципах межотраслевого сотрудничества структур из сфер науки и производства, — подчеркнула Ольга Владимировна. — Это программа регионального значения, она реализуется в интересах нашего региона…

Программа, по словам профессора Заславской, включает в себя концепцию подготовки педагога для системы профессионального образования, модель комплексной переподготовки и повышения педагогической квалификации преподавателей, а также проект реализации задач педагогической подготовки специалистов. Концепцией являются педагогические принципы построения процесса подготовки педагога профессиональной школы. В качестве модели выступает организационно-методический центр «Педагог профессиональной школы». Ну а проект — это собственно деятельность по подготовке педагогов.  

Практическая значимость данной программы заключается в том, что она может быть использована в процессе повышения профессионально-педагогической квалификации преподавательских кадров в профессиональных школах любого типа. Кроме того, программа способствует претворению в жизнь идеи межотраслевого сотрудничества в сфере дополнительного профессионального педагогического образования. 

Что же касается структуры, то программа «Педагог профессиональной школы: от качества преподавания — к качеству образования» включает в себя две подпрограммы: «Преподаватель высшей школы» и «Повышение профессиональной квалификации инженерно-технических работников, осуществляющих педагогическую деятельность в системе дополнительного профессионального образования кадров для производства». Первая реализуется на базе Тульского государственного университета, а вторая  — в рамках межотраслевого сотрудничества университета и промышленных предприятий. В качестве примера можно привести совместную работу ТулГУ и Центра подготовки специалистов АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» по повышению педагогической квалификации преподавателей Центра, осуществляющих обучение работников предприятий оборонной промышленности. Каждая подпрограмма обеспечена  учебно-методическими материалами.

— Образование нельзя получить, его можно только получать. Любая остановка на этом пути — регресс, деградация, потеря достигнутых результатов. Должен продолжать учиться и сам учитель. Где бы он ни работал! — отметила Ольга Владимировна Заславская. — Профессиональная школа — часть общегосударственной системы непрерывного образования. И чтобы стать хорошей профессиональной школой, она должна иметь хороших учителей. И мы считаем, что важным условием для достижения поставленной цели является дополнительное педагогическое образование для тех, кто будет выполнять педагогическую миссию.

Размер премии им. К.Д. Ушинского составляет 200 тысяч рублей. Сумма после вычета налога делится на три равные доли — по числу авторов. Каждый из них удостоен Почётного знака лауреата премии им. К.Д. Ушинского.

— Полученные средства мы направим на продолжение исследований в сфере профессионального образования, — сказала и.о. заведующего кафедрой ТиМПО.

Мы поздравляем Ольгу Владимировну Заславскую и Виктора Николаевича Ранних с победой! Желаем им новых успехов в научной деятельности!

Глубоко сожалеем, что их научный руководитель Владимир Матвеевич Петровичев не дожил до этого дня…

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности