- 12.10.2017
- Дмитрий Литвинов
Экономика: знать, чтобы жить
Тульский государственный университет 12 октября стал региональной площадкой для проведения образовательной акции «Всероссийский экономический диктант».
Организатором акции выступила организация «Вольное экономическое общество России», созданная ещё при Екатерине Великой и являющаяся одним из старейших научных обществ нашей страны. В ТулГУ экономический диктант прошёл в соответсвии с планом реализации программы Опорного университета на 2017-2021 гг. в сфере развития комплексной системы взаимодействия с организациями общего и среднего профессионального образования и межсекторного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами в рамках реализации социально-значимых проектов.
Целью диктанта было объявлено определение и повышение уровня экономической грамотности населения, развитие интеллектуального потенциала молодёжи, а участвовать в акции пригласили школьников и студентов. Причём для разных возрастных групп предусматривались разные задания.
К примеру, школьникам предлагалось ответить на вопросы из различных областей – экономической географии, обществознания и, собственно, экономики. Некоторые задания строились на примерах из жизни:
Пенсионерка Дарья Ивановна хотела открыть вклад в Центральном банке Российской Федерации, но получила отказ. Почему?
1) Сумма вклада была слишком маленькой.
2) Приём вкладов от населения не входит в компетенцию ЦБ.
3) У неё не было банковской карты.
4) Пенсионеры не имеют права открывать счета.
5) Банк не обслуживает пенсионеров.
Правильный ответ (сейчас его уже можно озвучить) – под цифрой два.
Вопрос более высокого уровня:
Гражданин приобрёл акции предприятия. Как можно определить, что с ним произошло?
1) Он стал держателем ценных бумаг.
2) Он вложил деньги в долевую собственность.
3) Он стал совладельцем предприятия.
4) Он стал получателем дивидендов.
5) Он приобрёл статус брокера.
А здесь возможны уже несколько правильных вариантов, поскольку акционер считается собственником предприятия и может претендовать на получение дивидендов, а сами по себе акции — это ценные бумаги.
Были и вопросы о столпах экономической науки, они оказались интересно сформулированы. Например, приводилась цитата из «Евгения Онегина», описывающая главного героя, который «бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита, и был глубокий эконом…». Предлагалось ответить на вопрос, каких именно экономических взглядов придерживался Онегин.
Мы поговорили с участниками диктанта о важности экономических знаний в современной жизни. Десятиклассницы тульского центра образования №8 Анна Митрофанова и Милена Мусаева рассказали, что в их школе с этого года начали преподавать экономику.
— Конечно, это очень интересно и важно, — считают девушки. — Ведь экономика — это сама жизнь, и даже если знания не пригодятся напрямую в будущей профессии, то нужны будут, например, для планирования семейного бюджета, для контроля за собственными расходами, понимания того, что происходит на рынке. Это и интересно, и полезно…
Учащийся 11-го класса гимназии №11 г. Тулы Никита Терёшин как раз сейчас задумывается о выборе будущей специальности.
— Не исключено, что она будет связана с экономикой. Вообще, науки об обществе мне интересны, — говорит парень. — Напишу экономический диктант, посмотрю на результаты, узнаю побольше о вузах и специальностях — и сделаю выбор, поэтому такая акция для меня полезна…
В студенческой аудитории собрались представители нескольких тульских вузов. От ТулГУ заявилось много первокурсников — преподаватели предложили ребятам проверить себя, ведь они пока что делают только первые шаги в познании экономики.
— Экономические законы — это очень интересно, и они отличаются, например, от физических, потому что физика или химия — это природные явления, а экономика — это то, что вроде бы создано человеком, но порой так сложно поддаётся управлению с его стороны, — рассуждает Анна Дагаева, студентка направления «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»).
Второкурсник профиля «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Кирилл Воищев высказался в более практическом ключе:
— Экономику можно сравнить с производством — это система маленьких звеньев, где от правильного функционирования каждого зависит работа всей системы. Я поэтому сюда и поступил, что хочу участвовать в такой работе, где от тебя многое зависит. Хочется учиться и развиваться в этом направлении…
Ну а точку в рассуждениях школьников и студентов поставила куратор «Всероссийского экономического диктанта» в Туле, заведующая кафедрой государственного управления и внешнеэкономической деятельности Института права и управление ТулГУ Светлана Николаевна Смирнова:
— Ответ на вопрос, зачем изучать экономику заключён в самой теме сегодняшнего диктанта: «Сильная экономика — процветающая Россия». Для того и нужно знать и понимать экономические процессы, чтобы добиться успеха и процветания!..