- 17.10.2017
- Татьяна Крикункова
Вместе всегда легче
17-го октября в Службе психолого-педагогической помощи студентам Тульского государственного университета прошло интерактивное занятие для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
— Предыстория этих занятий такова. Сообщество семей с особенными детьми обратилось к ректору ТулГУ Михаилу Васильевичу Грязеву с предложением о сотрудничестве. Михаил Васильевич не оставил это без внимания, и уже 6 марта мы провели первую встречу с родителями, — рассказывает педагог-психолог СПППС ТулГУ Юлия Юрьевна Ванакова. — По сути, наши интерактивные занятия включают в себя лекции, семинары, беседы и мини-тренинги. Тематика самая разнообразная, в основном — проблемы родителей особенных детей. Это и проблема принятия ребёнка с ОВЗ в семье и в обществе, и проблема родительской самооценки. Что уж там скрывать, в наше время семьи с детьми с ОВЗ чаще всего стигматизированы, изолированы. Иными словами, родители остаются со своими проблемами один на один. Как и в любой семье, в такой могут возникать трудности и между самими супругами, какие-то финансовые проблемы. Мужчины, как правило, тяжелее переносят проблемы, связанные с ребёнком, все решения принимает жена, именно она взваливает на себя груз ответственности. Безусловно, есть и такие семьи, в которых проблема не разъединяет, а сплачивает супругов. Такое встречается, но реже… Всё зависит от того, насколько пара была крепка до появления в семье ребёнка с ОВЗ, то есть до появления этих самых трудностей…
По словам Юлии Юрьевны, численность группы небольшая. Это своего рода камерная группа, что, в принципе, соответствует условиям для занятий психологической группы. Соблюдение конфиденциальности, создание благоприятного климата, атмосфера дружелюбия и поддержки — всё это необходимо для работы с родителями с особенными детьми.
— Сегодня у нас тема «Принятие ребёнка с ОВЗ в обществе», — продолжает педагог-психолог. — Безусловно, принятию в обществе предшествует принятие ребёнка в семье: как семья приняла это событие, как она адаптировалась к особенным потребностям своего ребёнка. Мы рассматриваем конкретные навыки поведения в обществе: взаимоотношения в детском саду, в школе. Всё это должно строиться на базовом доверии к миру. Да, ребёнок особенный. А что нас всех пугает в первую очередь? То, что непривычно. Вот и нужно объяснить, как играть, общаться с таким ребёнком, как добиться дисциплины. Общей схемы как таковой нет. Любой ребёнок индивидуален, в том числе и ребёнок с ОВЗ. Поэтому и интерактивные занятия проходят у нас в виде диалога, когда каждый родитель может задать вопрос, поделиться своим мнением. Для меня очень важен отклик группы, чтобы мы могли услышать друг друга. Обсуждать, искать новые формы — вот стиль нашей совместной работы. Каждая семья уникальна, поэтому и подход нужен индивидуальный.
Пообщаться с нами любезно согласилась одна из родительниц. У Татьяны Валентиновны Вербицкой сын с расстройством аутистического спектра.
— В своё время активисты группы «Мы вместе» вышли на ректора Тульского государственного университета Михаила Васильевича Грязева, — делится она. — И в процессе обсуждения был затронут вопрос психологической поддержки семей с особенными детьми. И Михаил Васильевич порекомендовал нам Службу психолого-педагогической помощи студентам ТулГУ. Понятное дело, что для нас, родителей, это очень актуальная тема, а серьёзная психологическая помощь стоит больших денег. В Тульском государственном университете мы получаем её бесплатно. А ещё, что очень важно, мы получаем её в группе людей, с которыми знакомы. Такое комфортное психологическое состояние, ведь всем нам удобно говорить о своих проблемах. Во время занятий мы не мешаем друг другу, но при этом мы всегда готовы высказаться, поделиться чем-то своим. Юлия Юрьевна очень хорошо подаёт материал — ненавязчиво. Помощь мы получаем как бы незаметно, и это, безусловно, трогает. А самое главное — мы не чувствуем, что каждый сам по себе. Мы — вместе!
Отметим, что проведение подобных образовательных семинаров с учетом современных требований инновационного подхода к обучению и работе с лидьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проходит в рамках реализации Программы развития опорного университета.