- 12.11.2017
- Татьяна Крикункова
Чтобы из искры возгорелось пламя
12-го ноября в Тульском государственном университете прошёл семинар, посвящённый взаимоотношениям родителей и детей. Автор и ведущий семинара — Игорь Петрович Радько.
— Сегодня мы беседуем с родителями о мотивации детей к учёбе, о выстраивании взаимоотношений в семье. Что такое мотивация?.. Тут важно понимать, что же вкладывают сами родители в понятие «мотивация». Они хотят волшебную таблетку или некий волшебный приём. А на самом деле это ... — по своему обыкновению заинтриговал Игорь Петрович перед началом семинара. — А как организовать взаимоотношения, чтобы они приносили удовольствие всем или, как минимум, меньше напрягали?.. Вот об этом-то мы и поговорим с родителями.
Кстати, о родителях. На семинаре присутствовали не только мамы. А это радует.
Татьяна Анатольевна Брейкина живёт в Ясной Поляне, работает в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого.
— О семинарах Игоря Петровича Радько мне рассказала моя сестра, — поделилась родительница. — Конечно же, я заинтересовалась лекцией о взаимоотношениях родителей и подростков. У меня сыну 10 лет. Он как раз вступает в этот сложный возраст, а потому для меня очень важно узнать, как построить свои отношения с ним и сохранить то, что уже есть, как мотивировать его к учёбе, к достижению цели. Мне очень хочется, чтобы он реализовал себя в жизни. И я хочу помочь ему в этом!
...Традиционно Игорь Петрович предложил родителям задать ему наболевшие вопросы и в ходе семинара постарался полно ответить на них. Он подчеркнул, что для родителей очень важно рассмотреть то, к чему предрасположен их ребёнок, заметить его искорку интереса и правильно раздувать её в пламя. В пламя вкуса к жизни, желания делиться с людьми и отдавать им свои знания, свой опыт, ум, свои трудовые руки.
Что же касается мотивации к учёбе, то на самом-то деле это не волшебная таблетка и даже не волшебный приём. Это создание таких условий, когда у ребёнка не остаётся никаких шансов отвлекаться от постижения жизни, мира. Родители должны создать для него направляющую и развивающую среду. К сожалению, чаще всего они создают расслабляющую и развлекающую среду, так называемое «яйцо комфорта». И это яйцо настолько удобно, что вылупляться в самостоятельную жизнь ребёнку не хочется.
А вот направляющая и развивающая среда как раз мотивирует и подготавливает. Кстати, одним из методов создания такой среды являются подготовительные курсы и занятия с репетитором. А самое главное — такая мотивирующая среда должна быть создана не на час и не на два, а ежедневно. Плюс суббота и воскресенье. При таком подходе нет разделения на выходные и рабочие дни. Ребёнок должен осознавать, что каждый день — это маленькая жизнь, которая даётся ему для того, чтобы что-то узнать, что-то сделать и чем-то поделиться с другими людьми.
Основа взаимоотношений в семье, отметил Радько, это отношения между мамой и папой. Ребёнок обязательно будет копировать эти отношения! Как родители разруливают спорные ситуации? Как именно они принимают решения — через слёзы мамы, через взаимные упрёки, через манипулирование? Или же через улыбку, через обсуждение, через разумный компромисс? Когда один говорит другому: «Давай сегодня поступим так, потому что ты считаешь, что это очень важно. А завтра сделаем то-то и то-то». Все эти приёмы ребёнок тоже копирует...
По мнению Игоря Петровича, в фактор развития можно превратить... компьютерные игры. Да-да, не удивляйтесь!
Для начала вместе с ребёнком надо выбрать топовые компьютерные игры. И договориться, что играть в них сын или дочь будет вечером в течение двух часов. То есть игра — это награда за хорошо выполненную работу в течение всего дня. А после того как ребёнок поиграл, можно обсудить эту игру. Например, во время прогулки или за ужином. Именно серьёзно обсудить, выказывая неподдельный интерес к увлечению ребёнка.
Если сыну (дочери) нравится какая-то определённая игра, то следует предложить ему (ей) стать экспертом в этой области. Первый уровень становления предполагает хорошие знания всех нюансов этой игры, иными словами, ребёнок превращается в супермена по прохождению. На втором уровне ребёнок занимается модифицированием игры. Ну а третий уровень — это когда ребёнок становится главным в рунете по этой игре. И у него сразу же появляется шанс подтянуть свои знания по английскому языку, поскольку ему приходится переводить все интересные новости англоязычных сайтов на русский язык и выкладывать их на своём сайте. А необходимость в своём сайте обязательно возникнет. И создавая свой сайт, ребёнок будет расширять свой кругозор и приобретать навыки, которые необходимы разработчику.
А потом у ребёнка может возникнуть желание создать форум и свою группу в социальной сети. Родители же должны постоянно интересоваться тем, какие у него дела в группе и на форуме, кого он забанил и за что, кто занимается флудингом, а кто — троллингом. И объяснять в ненавязчивой форме, как должен вести себя воспитанный человек: не грубить, не хамить своему собеседнику, уважать право другого на собственное мнение. Таким образом, переписываясь и обмениваясь информацией, ребёнок учится грамотно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Следующий семинар (19 ноября) будет посвящён теме «Взаимоотношений мужчин и женщин» (для лиц старше 18 лет). Участие бесплатное!