- 14.11.2017
- Дмитрий Литвинов
«СТИПКОМ-2017»: стипендия и образовательный процесс
Полезные лекции и эксклюзивные семинары специалистов, интересные мастер-классы и тематические ролевые игры, новые знакомства и масса эмоций — всё это в течение четырёх дней переживали участники семинара по стипендиальному обеспечению обучающихся вузов, организованного при поддержке Тульского государственного университета.
Ежегодная Всероссийская школа-семинар «Законодательные аспекты и практика стипендиального обеспечения обучающихся образовательных организаций высшего образования «СТИПКОМ-2017» проводится с 2013 года при поддержке Министерства образования и науки России в рамках программы развития деятельности студенческих объединений. В этом году она проходила в Москве с 10 по 13 ноября.
Участниками школы стали студенты — члены стипендиальных комиссий высших учебных заведений страны. Всего в этом году на «СТИПКОМ» приехали около 300 участников, представляющих 165 вузов из 60 российских регионов.
И в первый же день закипела работа. Участников поприветствовал проректор ТулГУ по учебно-воспитательной работе Эдуард Сергеевич Темнов, выступили представители университетов Рязани и Челябинска.
— Стипендия не может быть оторвана от образовательного процесса, поэтому когда мы говорим о стипендиях, мы говорим и об образовательном процессе, — комментирует Э.С. Темнов. — На семинаре мы рассмотрим итоги мониторинга стипендиального обеспечения, проведённого Минобрнауки России, а также выясним, как воспринимают стипендию студенты. Наш опрос показал, что для ребят это в первую очередь стимул — стимул к учёбе, к активности, к результатам. Это важный момент...
Лекции проводились в формате открытого диалога. Участники слушали спикеров, активно задавали вопросы, и тут же получали на них развёрнутые профессиональные ответы. Членов стипендиальных комиссий интересовал алгоритм действий в случае задержки выплат и последствий, которые могут произойти в сложившейся ситуации. Помимо этого лекторы озвучили информацию об уважительных и неуважительных причинах отказа от назначения стипендии, а также типах именных стипендий и особенности их получения.
Немаловажным образовательным элементом «СТИПКОМа» является обмен опытом между участниками и индивидуальные консультации экспертов. После каждой лекции ребята активно обсуждали услышанное и рассказывали друг другу о практике разрешения вопросов в своих учебных заведениях. Лекторы также рассматривали с членами стипендиальных комиссий локальные ситуации, возникающие в вузах.
Лекции и практические занятия начинались с самого утра. Во второй день студенты узнали о роли стипендии в образовательном процессе, назначении государственных социальных стипендий, правилах оказания материальной поддержки в образовательных организациях и предоставлении повышенных стипендий, а также обсудили роль органов студенческого самоуправления в управлении средствами стипендиального фонда.
После этого организаторами школы-семинара было запущено внутреннее тестирование полученных знаний. 25 вопросов, из которых только 17 — с вариантами, остальные — открытые. Результаты тестирования стали основой для расчёта рейтинга, по итогам которого выявили лучших участников школы. На церемонии закрытия им вручили эксклюзивные награды «СТИПКОМа» — именные «золотые» и «серебряные» знаки отличия.
— Для тех, кто записывал и слушал на лекциях, было несложно. Много вопросов на логику, на внимательность, нужно понимать, что в жизни точно также, — поделилась впечатлениями участница из Новосибирска Виолетта Доманина. — В нашей профсоюзной деятельности всё аналогично: нужно быть всегда внимательным и думать головой. Я думаю, что тест написала хорошо...
В течение всего периода работы Всероссийской школы-семинара «СТИПКОМ-2017» на площадки трудились волонтёры Тульского государственного университета — члены объединённого волонтёрского центра вуза. По итогам каждого дня выпускался пресс-релиз, видеорепортаж и подборка фотографий — силами студенческого медиацентра ТулГУ, созданного в рамках реализации программы развития опорного университета.
— «СТИПКОМ» собрал заинтересованных студентов со всей страны: не было ни одной лекции, которая бы прошла впустую, после которой не возникло бы вопросов — участников интересовало буквально всё, что связано с назначением, выплатой, размером стипендий. Причём эти знания студенты получали не столько для себя — они увезут их в свои регионы, расскажут в своих вузах, своих группах, и так полезная и необходимая студентам информация достигнет ещё большего количества заинтересованных, — считает студентка ТулГУ, один из организаторов школы-семинара Дарья Козлова.