- 04.12.2017
- Татьяна Крикункова
О проектной деятельности в учебном процессе
1-2 декабря преподаватели и сотрудники Тульского государственного университета прослушали курс по программе повышения квалификации «Проблемы внедрения проектной деятельности в учебный процесс образовательной организации высшего образования».
— Данная программа реализуется по инициативе Тульского государственного университета, — прокомментировал заместитель начальника Учебно-методического управления Владимир Михайлович Самохвалов. — В настоящее время работодатели нуждаются в специалистах, которые могут включиться в трудовую деятельность, минуя адаптационный период, и обладают реальными навыками работы в проектной команде. И здесь, безусловно, большую роль играют преподаватели вуза, которые эти самые навыки и должны сформировать у студентов. Именно эту задачу решает курс, призванный помочь преподавателям в данном вопросе. Программа курса разработана в Московском Политехе — вузе, который с 2014 года реализует проектно-ориентированные программы в области информационных технологий и компьютерных наук, а с 2016-го — по всем направлениям подготовки…
Как подчеркнул Владимир Михайлович, курс интенсивный. В связи с этим все слушатели были разбиты на три группы. В первую вошли представители ректората ТулГУ, дирекций институтов, а также руководители управлений и отделов. Во вторую — заведующие и преподаватели кафедр, в третью — команды разработчиков образовательных программ.
…Открыл первое занятие проректор ТулГУ по учебно-воспитательной работе Эдуард Сергеевич Темнов. Он подчеркнул, что опыт Московского Политеха в реализации проектной деятельности в рамках образовательного процесса показателен.
В качестве лектора выступил декан факультета информационных технологий Московского Политеха, член Совета по профессиональным квалификациям в области IT, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив по направлению «Развитие молодых профессиональных кадров», руководитель подгруппы «Технологии» Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика», эксперт ФУМО СПО ВО по укрупнённой группе «Информатика и вычислительная техника», эксперт-методист WorldSkills Россия Андрей Юрьевич Филиппович.
Он рассказал, что в основе реализованных изменений Московского Политеха за период 2014-2017 годов лежит концепция проектных результатов (результатов проектной деятельности), которые определяются работодателями, производителями технологий, ведущими учёными и аналитиками. Результаты практической деятельности наряду с традиционными результатами обучения становятся ключевыми показателями учебного процесса и позволяют сформировать актуальные перечни прикладных компетенций и профильных дидактических модулей.
Проектные результаты требуют принципиальных изменений в подходах к реализации и управлению образовательными программами. Это касается формирования института руководителей образовательных программ, изменения структуры и содержания учебных планов, введения новых форматов и технологий обучения, практико-ориентированных экзаменов, конкурсных активностей и публичных защит студенческих проектов.
В ходе реализации программы повышения квалификации её участники прослушали ряд лекций и посетили мастер-классы. Они обсудили вопросы, связанные с адаптацией существующих и генерацией новых проектов, методикой реверсивного проектирования образовательных модулей, модульной организацией и моделью интенсивного бакалавриата. Групповые проекты от работодателей рассматривались в качестве инструмента развития навыков коммуникации и работы в команде (softskills).
Особый интерес вызвало у слушателей знакомство с новыми образовательными технологиями и практиками Московского Политеха, таким как индустриальные ТОП-программы, практико-ориентированные экзамены на базе стандартов WorldSkills, спиральная модель обучения и уровневое освоение дисциплин, Agile-учебный план, образование ++ (proFIT 360), студенческие песочницы, After study-консультации и другие.
Были затронуты проблемы противоречия между лидерами проектов и их разрешения, масштабирования количества проектов, изменения структуры и содержания учебных планов.
Слушатели курса приняли участие в разборе кейсов и типовых проблем, а также в групповых работах по генерации пула проектов, разработке паспорта проекта, оценке ресурсных потребностей, формированию дорожной карты по внедрению проектной деятельности, запуску проектов и обновлению учебных планов.
— Лекция произвела впечатление. Несомненно, опыт Московского Политеха уникален. Но и мы не стоим на месте, — сказал заместитель директора Института горного дела и строительства Андрей Борисович Копылов. — В настоящее время в нашем университете в рамках реализации Программы развития опорного вуза проводится конкурс проектов капитального ремонта компьютерного класса «INCOPRO». Исполнителями проектной идеи стали cтуденты, которые учатся на различных образовательных программах: «Архитектура», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Техносферная безопасность», «Промышленное и гражданское строительство» «Производственный менеджмент в строительстве», «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений», «Программная инженерия», «Реклама и связи с общественностью». Особенностью проекта стало включение студентов в работу над реальной практической задачей, которая требует от студентов не только использования полученных в процессе обучения знаний, но и ответственности за принятые решения. Совсем скоро, три команды представят на суд жюри свои проекты. И самое лучшее проектное решение будет воплощено в жизнь.
— Лекции мне очень понравились, — поделилась заместитель директора Института гуманитарных и социальных наук Анастасия Александровна Лаврикова. — Безусловно, опыт Московского Политеха показателен. И знакомство с этим опытом позволит нам избежать ошибок, оптимизировать нашу деятельность в данном направлении, пересмотреть уже имеющиеся у нас проекты, модернизировать их и сделать более востребованными. Институт гуманитарных и социальных наук уже занимается проектной деятельностью. В рамках направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» мы взаимодействуем с заказчиками и выполняем для них различные проекты.