Научно-лабораторные центры: объединение науки и практики

  • 19.12.2017
  • Татьяна Крикункова

Научно-лабораторные центры: объединение науки и практики

19-го декабря в Тульском государственном университете в торжественной обстановке были открыты два межкафедральных научно-лабораторных центра.

— Научно-лабораторный центр в сфере выполнения работ в области совершенствования транспортных технологий и Научно-лабораторный центр мониторинга, диагностирования и оценки остаточного ресурса металлоконструкций будут функционировать в рамках Стратегического проекта «Генерация кадрового ресурса для транспорта XXI века», — подчеркнул доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Игорь Евгеньевич Агуреев. — Они призваны объединить учебную и научно-исследовательскую деятельность двух кафедр — «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Подъёмно-транспортные машины и оборудование». Перед нашими студентами эти центры открывают возможность получения практических навыков с использованием современного оборудования и прогрессивных технологий.

— Основная цель Центра — это развитие научно-технического потенциала обеих кафедр, совершенствование учебного процесса в соответствии с тенденциями развития транспортного машиностроения, — отметил научный руководитель НЛЦ мониторинга, диагностирования и оценки остаточного ресурса металлоконструкций Григорий Вячеславович Селивёрстовон. — Центр решает задачи поддержки талантливой молодёжи, вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектную деятельность. И как результат — полученные навыки наши выпускники будут успешно применять на практике, то есть в процессе своей дальнейшей профессиональной деятельности...

Как рассказал Григорий Вячеславович, НЛЦ оснащён оборудованием, позволяющим определять состояние элементов металлоконструкций следующими методами: визуально-оптическим измерением, капиллярной дефектоскопией, магнитной памятью металла, коэрцитивной силой (усилием, необходимым на перемагничивание доменов металла), оценкой твёрдости материала, ультразвуковым контролем, фрактографическим анализом с помощью микроскопов, тепловизионным контролем, методом акустической эмиссии, методом по изменению оптических свойств материала и другими.

Таким образом, оборудование Центра позволит охарактеризовать несущие металлоконструкции транспортных машин и комплексов, предельным (предаварийным) состоянием которых являются усталость, исчерпание трещиностойкости и коррозионная повреждённость. Кроме того, оборудование Центра способно прогнозировать остаточный ресурс или наработку диагностируемых машин с целью предупреждения аварийных ситуаций. Что в настоящее время очень актуально.

— Наш Центр оснащён уникальным комплексом оборудования, — добавил Григорий Вячеславович. — Но останавливаться на достигнутом мы не собираемся! Будем продолжать развивать нашу инструментальную базу. В перспективе для проведения научно-исследовательских работ студентов планируется приобретение рентгеноскопического оборудования, а также оборудования для спектрального анализа и для механического испытания материалов на статическую и циклическую прочность.

Ассистенты кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» Виталий Александрович Митюгин и Николай Андреевич Фролов принимали непосредственное участие в организации Научно-лабораторного центра в сфере выполнения работ в области совершенствования транспортных технологий.

Они рассказали, что Центр состоит из двух частей: мобильной и стационарной (аналитической). Мобильная часть представляет собой передвижную лабораторию на базе ГАЗели, оснащённую оборудованием для определения интенсивности движения. Кроме того, в передвижной лаборатории имеются два беспилотных летательных аппарата, осуществляющих видеофиксацию.

Стационарная часть включает в себя различные средства математического моделирования транспортных потоков, позволяющие прогнозировать транспортную ситуацию. По сути, это несколько программных комплексов, в том числе распространённые в профессиональной среде комплексы Aimsun, Vissim и Transnet, а также разработанное в ТулГУ программное обеспечение.

Оснащение Центра может быть использовано в учебном процессе, в научно-исследовательской и проектной деятельности. 

— В перспективе планируется дооснастить Центр оборудованием и программным обеспечением для диагностирования и паспортизации дорог и улиц, — сообщили Виталий Александрович и Николай Андреевич.

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности