- 31.01.2018
- Дмитрий Литвинов
Бережливая — не значит экономная
Тульский государственный университет запускает дистанционный курс обучения медработников принципам бережливого здравоохранения.
Коллективом авторов Медицинского института ТулГУ и Министерства здравоохранения Тульской области разработана программа дополнительного профессионального образования врачей, направленная на изучение принципов, инструментов бережливого производства и возможности их использования в здравоохранении. Курс обучения состоит из очной (лекции, семинары и посещение бережливой поликлиники ДИБ №2 г.Тулы) и дистанционной формы занятий. По окончании цикла обучения команды поликлиник готовят учебные проекты по созданию «Бережливой поликлиники» в своих медицинских организациях. Защита проектов будет проводиться при участии регионального минздрава.
Кроме того, министерством здравоохранения Тульской области совместно с преподавателями медицинского института ТулГУ разработаны методические рекомендации по реализации проекта «Бережливая поликлиника» в государственных учреждениях здравоохранения региона, оказывающих медико-санитарную помощь взрослому населению в амбулаторных условиях.
Цель проекта «Бережливая поликлиника» – изменить парадигму взаимоотношения пациента и врача, повысить удовлетворенность пациентов медицинской помощью.
Совместная работа ТулГУ и Минздрава по этому направлению ведется в рамках реализации мероприятий стратегического проекта «Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения» Программы развития опорного университета.
31 января в Тульском государственном университете прошло установочное занятие, в котором приняли участие специалисты в области здравоохранения. Заместитель директора Медицинского института ТулГУ Ксения Юрьевна Китанина рассказала об основных принципах бережливого здравоохранения как части системы бережливого производства в целом.
— Понятие «бережливый» не значит экономный — этот принцип в мире начал внедряться ещё в начале прошлого века, сначала на автомобильном производстве и означал прежде всего минимизацию всех бессмысленных потерь с сохранением качества производства, — объясняла Ксения Юрьевна. — Главная цель бережливого производства — удовлетворение потребностей потребителя, в нашем случае — пациента. Поэтому прежде всего следует руководствоваться принципом «Думай как заказчик»…
Основными организационными ценностями бережливой поликлиники являются безопасность, ценность для потребителя, клиентоориентированность, сокращение потерь, время и уважение к человеку.
Отмечается, что в Тульской области уже работают две бережливые поликлиники-образца: детская и взрослая. В них внедряются принципы сокращения потерь: раздельный приём больных и здоровых пациентов, усовершенствованная работа регистратуры, приём пациентов специалистами точно по времени и др.
Как ожидается, принцип бережливого здравоохранения будет тиражироваться и в другие учреждения Тульской области, а на его основе планируется создать новую модель поликлиники с учётом бережливых технологий. Наш регион вошёл в число пилотных субъектов по внедрению подобных технологий.
Проект вызвал большой интерес как у руководителей лечебных учреждений Тульской области, так и у рядовых сотрудников.
— Некоторые принципы бережливой поликлиники мы уже применяем — была переоборудована регистратура, усовершенствована её работа, благодаря чему уменьшились очереди, — отмечает заместитель главного врача по поликлинике Тульской областной клинической больницы №2 им. Л.Н. Толстого Алла Николаевна Шишкова. — Минуя регистратуру, пациенты стали быстрее попадать на приём к специалисту, а благодаря разделению потоков больных и здоровых пациентов, улучшилась работа первичного звена —изменения уже заметили и пациенты, и врачи…
Специалисты также обсудили особенности внедрения бережливых технологий в учреждениях различной специфики.
— Исходя из того, что наши врачи имеют дело с тяжёлой инфекцией, а также нередко к нам обращаются социально депривированные пациенты, некоторые из принципов к нам неприменимы, к примеру, мы не можем убрать стёкла в регистратуре, — говорит заместитель главного врача по поликлинике Тульского областного противотуберкулёзного диспансера Светлана Ивановна Гашникова. — В то же время, разделение больных и здоровых пациентов — необходимо. Кроме того, мы понимаем, что усовершенствование работы регистратуры сокращает очереди, а, значит, увеличивает удовлетворённость пациентов…