- 17.02.2018
- Татьяна Крикункова
Бережливые поликлиники в Туле — уже реальность
16-го февраля врачи Тулы и области, обучающиеся на курсах по программе дополнительного профессионального образования в рамках проекта «Бережливая поликлиника», совершили экскурсию в поликлинику ГУЗ «Детская инфекционная больница № 2 г. Тула».
Курсы проводятся на базе Тульского государственного университета. Занятия на них ведёт кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Поликлиническая медицина» Медицинского института, главный врач Медицинского клинического центра ТулГУ Ксения Юрьевна Китанина, прошедшая обучение по программе «Бережливый менеджмент», инициированной Министерством здравоохранения РФ и Госкорпорацией «Росатом».
Поликлиника детской инфекционной больницы № 2 в качестве экскурсионного пункта была выбрана не случайно. Тульская область вошла в число 11 регионов страны, в которых реализуется проект «Бережливая поликлиника». И две поликлиники нашего города — городской больницы № 9 и детской инфекционной больницы № 2 — стали участниками пилотного проекта.
Провела экскурсию для слушателей курсов главный врач поликлиники детской инфекционной больницы № 2 Саида Абдулкадыровна Акавова. Она продемонстрировала гостям результаты первого этапа реализации проекта, который начался в мае, а завершился в октябре 2017 года.
...Если театр начинается с вешалки, то поликлиника с регистратуры. Во избежание очередей, пояснила Саида Абдулкадыровна, регистратура поликлиники полностью реорганизована. Была сформирована входная группа и осуществлена маршрутизация по цели визита. Все записи проходят через инфоклинику. Инфоклиника — это электронная система, в которой хранятся в электронном виде истории болезней пациентов, результаты анализов, осмотров и консультаций врачей.
Пациентов и их родителей у инфомата встречает регистратор. Если у ребёнка высокая температура, то его сразу же направляют на фильтр.
Для грудничков выделен специальный день — среда.
На первом этаже предусмотрена зона комфортного пребывания, где маленькие пациенты и их родители могут отдохнуть.
На втором этаже поликлиники находятся педиатрический блок, разделённый на две зоны, кабинет выдачи листков нетрудоспособности, кабинет выдачи лекарственных препаратов, кабинет врача дневного стационара, комната для кормления ребёнка, блок профилактики, картохранилище, кабинет «Здоровое детство», который дети посещают непосредственно перед процедурой вакцинации.
Таким образом, все необходимые действия: получение медицинской карты, посещение врача, оформление листка нетрудоспособности, покупка лекарственных препаратов — осуществляются на одном этаже. Это значительно экономит время как самих родителей, так и медицинского персонала.
На третьем этаже поликлиники располагаются кабинет функциональной диагностики, лаборатория, кабинеты врачей-специалистов и колл-центр.
В колл-центре предусмотрено пять рабочих мест с телефонами единой многоканальной сети. Среднее время разговора специалиста колл-центра с пациентом или его родителем составляет 2 минуты. По понедельникам, по словам Саиды Абдулкадыровны, в колл-центр поступает до полутора тысяч звонков. Основные функции колл-центра — это оформление вызова врача на дом, запись на приём к специалистам, справочная информация.
Вся работа медицинского персонала осуществляется по системе 5С — одного из инструментов бережливого производства. Система 5С подразумевает Сортировку, Соблюдение порядка, Содержание в чистоте, Стандартизацию и Совершенствование.
— Проект «Бережливая поликлиника» помог и нам самим, и нашим пациентам, — подчеркнула Саида Абдулкадыровна. — Положительные результаты мы уже ощутили. Если на начало реализации проекта мы имели скопление народа у регистратуры, где-то человек тридцать, то сейчас у нас такого нет. Нам удалось разделить потоки пациентов, что значительно облегчило работу.
Инна Александровна Подмарёва — заведующая педиатрическим отделением МЦДД «Поликлиника № 2» ГУЗ ГКБ № 2 им. Е.Г. Лазарева.
— Экскурсия мне очень понравилась, — поделилась она своими впечатлениями. — Считаю, что проект «Бережливая поликлиника» заслуживает самого пристального внимания. Нам стоит продумать, как реализовать всё это у себя.
— Безусловно, опыт внедрения такого проекта очень важен, — отметила Саида Абдулкадыровна Акавова. — Когда я пришла работать в это медицинское учреждение, я понимала уже, что нужно сделать, чтобы у нас всё получилось. Мы поставили перед собой задачи, смогли их решить и достичь цели.
Две бережливые поликлиники в Туле — это первые ласточки. В ближайшем будущем все поликлиники должны стать именно такими. Создающийся в ТулГУ медицинский клинический центр тоже будет использовать в своей работе инструменты и методы бережливого производства.