Нерассказанные истории станков

  • 23.04.2018
  • Дмитрий Литвинов

Нерассказанные истории станков

На территории акустического завода «Октава» в Туле открылся творческий индустриальный кластер, сердцем которого является не имеющий аналогов в России Музей станка. Значительный вклад в создание экспозиции внёс Тульский государственный университет.

Первая очередь кластера включает в себя Высшую техническую школу, которая будет готовить специалистов для промышленных предприятий, научно-техническую библиотеку, редакцию, мультимедийный музей и инновационную лабораторию «Фаблаб MAKER», оснащённую 3D-принтерами, лазерными, фрезерными и токарными станками.

Как отметил заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Андреевич Федорищев, в центре Тулы создано уникальное образовательное и досуговое пространство — современная площадка для профориентации молодёжи, офисное пространство для молодых предпринимателей в сфере высоких технологий, центр притяжения для активных и талантливых людей и просто отличное место для отдыха горожан.

Особое значение имеет сохранение уникального тульского производства, на базе которого сформирован инновационный кластер, где будут готовить специалистов для всех отраслей промышленности. Об этом на церемонии открытия сказал генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Викторович Чемезов:

— Одна из важных задач кластера — подготовка людей, нестандартно мыслящих и понимающих важность технологий, способных решать текущие задачи в условиях Индустрии 4.0. Сильные образовательные пространства, в которых научные знания применяются в реальном производстве — основа для технологического рывка в будущем...

Центром кластера, занимающим всё пространство второго этажа является Музей станка — уникальный проект, не имеющий аналогов в России.

— В нашем музее нет экскурсоводов, а посетитель приобретает билет на один из сеансов по времени, и попадает в спектакль — законченное произведение, где события развиваются по определённому сценарию: гости узнают историю страны и развития мировой промышленности через станок, — рассказала соавтор концепции музея Алиса Прудникова.

Проходя по затемнённому залу, посетитель движется во времени — на стенах нанесены рубежные даты. Разглядывая экспонаты, а в экспозицию вошли восемь больших станков разного времени, понимает, как двигалось время, прогресс.

Истории станков порой не менее интересны историй человеческих судеб. К примеру. Пресс для патронно-гильзового производства фирмы «Fritz Werner», изготовленный в 1922-30 гг., использовался на операциях вытяжки гильз средних калибров стрелкового оружия (7,62 мм). Компания специализировалась в области проектирования и изготовления специального оборудования для производства деталей стрелкового оружия и боеприпасов. К началу XX столетия высококачественная продукция фирмы имела отличную репутацию и широкую известность. Это позволило фирме приступить к проектированию и производству универсального металлорежущего и прессового оборудования, а также инструмента для немецкой промышленности. Вскоре фирма начала производить высокоточные металлорежущие станки прессы для патронно-гильзового производства для внешнего рынка.

Пресс поступил на Тульский патронный завод в 1929-1931 годах, когда была проведена реорганизация производства и построены новые корпуса, была повышена техническая оснащённость предприятия и улучшена организация труда, уменьшены расстояния межоперационных перевозок, оптимизирована поточность производства боеприпасов, начало уделяться больше внимания экономии цветных металлов и механизации производства. В 1939-1940 гг. пресс был передан в Тульский механический институт, где в это время создавалась кафедра «Патронно-гильзовое производство». На этом оборудовании обучался не один десяток высококлассных специалистов.

— Мы рады, что наши наработки вызвали интерес и вошли в концепцию музея, — говорит доцент кафедры «Технология машиностроения» Политехнического института ТулГУ Александр Владимирович Михайлов. — Руководство «Октавы» обратилось с просьбой о содействии в формировании экспозиции в ТулГУ. Больше 80 лет наш вуз готовит кадры для промышленности. Под это формировалась материальная база, которую составили и самые современные на тот момент станки, и более ранние.

Над проектом работали сотрудники кафедры технологии машиностроения Николай Николаевич Трушин и Александр Владимирович Михайлов, а также руководитель испытательно-лабораторного центра ТулГУ Олег Геннадьевич Гоманчук.

В соответствии с концепцией музея, были подобраны экспонаты, которые характеризуются, во-первых, значимостью для промышленности Тульской области, во-вторых, обладают интересной конструкцией, в-третьих, имеют приемлемое техническое состояние или пригодны для восстановления.

— Это по сути живая история промышленности нашей страны, которую можно проследить через развитие средств производства, — уверены представители ТулГУ. — Помимо, собственно, станков, мы подобрали материалы об оборудовании, которое до наших дней не дошло, но в своё время сыграло большую роль и, безусловно, достойно экспонирования в музее...

Кстати, в ТулГУ есть свой небольшой музей, собрание которого, по нашим данным, не имеет аналогов в России — это музей режущего инструмента. При его создании тоже было найдено немало интересных фактов, которые помогли в подготовке информации для Музея станкостроения.

Фото управления пресс-службы Правительства Тульской области

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности