Стажировка в Германии: новые знания и новые навыки

  • 11.09.2018
  • Татьяна Крикункова

Стажировка в Германии: новые знания и новые навыки

Вот уже в течение десяти лет Тульский государственный университет участвует в реализации образовательной программы, инициированной вузом-партнёром Duale Hochschule Баден-Вюртембергского университета, расположенного в городе-побратиме Филлингене-Швеннингене.

В своё время между сторонами был заключён договор о сотрудничестве. И теперь каждый семестр в Институте гуманитарных и социальных наук, Отделе международных связей, а также на кафедре «Туризм и индустрия гостеприимства» Института педагогики, физической культуры, спорта и туризма ТулГУ проводится конкурс, победители которого получают возможность пройти бесплатное обучение в Германии в течение семестра.

Процедура отбора претендентов подразумевает собеседование с преподавателями ТулГУ, сбор пакета документов с мотивационным письмом, а также определение представителями немецкого вуза-партнёра уровня владения языком (по скайпу).

Условиями участия в программе являются хорошая успеваемость, отсутствие задолженностей и дисциплинарных взысканий. Ну и, конечно же, хорошее знание английского или немецкого языков, на которых проходят все занятия.

Весной этого года участие в отборе для обучения по программе «Осенний семестр» приняли 14 студентов. Конкурс выдержали студентки кафедры «Социология и политология» Алина Князева и Оксана Савина.

Алина была удостоена стипендии Баден-Вюртембергского университета.

По словам студентки, в мотивационном письме и резюме она рассказала о себе и о своей учёбе и, а ещё подробно написала, для чего ей нужна поездка в Германию. Преподаватели института, в свою очередь, составили характеристики на каждого участника конкурса.

— А потом было собеседование с представителем немецкого университета, — сообщает Алина. — Конечно же, я волновалась, что естественно в такой ситуации... При всём при этом я старалась держаться на уровне: задавала вопросы о предстоящем обучении и всячески демонстрировала свою заинтересованность. Думаю, сыграло свою роль и то, что я не растерялась и смогла грамотно себя подать. Да, у меня имеются проблемы с техникой речи, но чувство юмора и искреннее желание стать участницей этой программы помогли мне получить стипендию.

По собственному признанию Алины, в процессе обучения она хотела бы повысить коммуникативные навыки и улучшить свой английский.

— Очень важно и то, что в Германии мы познакомимся с новыми дисциплинами, — делится девушка. — Уникальность данной программы заключается в том, что студент сам выбирает курс, который ему необходим, и посещает те занятия, которые ему интересны. Лично я выбрала направление «Бизнес и менеджмент». Считаю, что изучение данных предметов расширит не только мой кругозор, но и мои возможности, а в дальнейшем позволит мне найти хорошую работу. В ближайших планах у меня выучить немецкий язык.

Алина признаётся, что, поскольку это её первый визит за границу, то абсолютно всё её удивляет и вдохновляет.

Встретили студенток ТулГУ в Германии очень тепло. Перед поездкой сотрудники международного офиса университета, люди понимающие и неравнодушные, как выразилась сама Алина, помогали девушкам с подбором жилья, а также подробно отвечали на все их вопросы. На второй день пребывания в Филлингене-Швенингене сотрудники международного офиса провели для студентов экскурсию по университету, познакомили с тонкостями немецкого быта, рассказали об особенностях предстоящей учёбы и пригласили на ланч. Гости получили карту города, брошюры с описанием достопримечательностей и многое другое.

— Занятия у меня начались 7 сентября. Проходят они в современном интерактивном формате. Это значит, что лекции сопровождаются презентациями и инфографикой, — говорит Алина. — На первом собрании нам настоятельно посоветовали не просто присутствовать на занятиях, а активно проявлять себя, задавать вопросы и дискутировать. Что я и буду делать!

Студентка 4 курса направления «Реклама и связи с общественностью» Института гуманитарных и социальных наук Дарья Ашпина обучение прошла в весеннем семестре 2018 года.

О возможности поехать в Германию девушка узнала от заместителя директора ИГСН по международным связям Сергея Александровича Пуханова. И сразу же приняла решение принять участие в конкурсе. Собрала пакет документов и подготовила мотивационное письмо. Всё — на английском языке.

Как признаётся сама Даша, ей очень хочется верить, что на представителей немецкого университета большое впечатление произвело именно письмо. В нём она писала о том, почему международные обмены студентами кажутся ей очень важной составляющей университетской жизни, о том, какую пользу эта поездка принесёт её развитию, а также чем она сама сможет быть интересна в качестве иностранного студента.

Безусловно, сыграло свою роль и то, что в течение нескольких лет Даша усиленно занималась английским языком и смогла продемонстрировать высокий уровень владения им.

— У меня были большие ожидания от семестра в Германии, и, должна сказать, они полностью оправдались, — делится студентка. — Я просто горела желанием посмотреть, как там «у них» всё устроено. Ну, как проводят занятия и преподносят учебный материал в Европе. Разумеется, мне очень хотелось почерпнуть чего-нибудь новенького именно из моей сферы. Занятия по PR у нас вёл преподаватель из Канады. Вместе с ним мы обсуждали вопросы, связанные с управлением репутацией компаний, продвижением бренда на рынке. Естественно, всё это было для меня очень полезно! Кстати, у нас было довольно много курсов по менеджменту. Мне раньше казалось, что это не относится к моей специальности напрямую... На деле относится, да ещё как! PR и управление тесно взаимосвязаны, так что этот курс позволил мне приобрести новые знания.

Филлинген-Швеннинген, рассказывает Даша, это небольшой городок, в котором совсем нет столь привычных для туляков многоэтажек. В основном там двух- и трёхэтажные дома.

За всё время четырёхмесячной стажировки Даше довелось пожить в двух таких домах: в первом она делила этаж со студенткой из Венгрии. А Herr Hausmeister (владелец дома) жил этажом ниже. Кстати, хозяин не очень хорошо говорил по-английски, так что знания немецкого тулячку часто выручали.

Во втором доме Даша делила этаж уже с четырьмя соседями — своими одногруппниками из Мексики, Таиланда и двумя местными девушками. По мнению нашей студентки, это был очень хороший опыт. Жильцы часто устраивали совместные ужины в доме и приглашали к себе в гости ребят из других стран. Было очень весело! Хозяин дома не жил со своими постояльцами, наведывался лишь по мере необходимости. Его уровень владения английским был, по оценке Даши, довольно высоким, а потому проблем в коммуникации не возникало.

— Приняли нас в университете просто замечательно! — продолжает студентка. — В отделе международных связей Duale Hochschule Baden-Wurttemberg работают три радушные женщины, которые всегда помогали нам решить и учебные, и бытовые вопросы. Они были благожелательно к нам настроены, постоянно интересовались, всё ли у нас хорошо, всё ли нам понятно. Для нас организовывали «Интернациональные вечера», в ходе которых представители разных народов готовили и угощали других своими национальными блюдами, рассказывали о традициях и культуре своих стран, знакомили с популярной у них на родине музыкой. И экскурсии у нас были очень интересные! Мы побывали в Европейском парламенте, расположенном во французском Страсбурге.

Поскольку Европа достаточно компактна, то Даша не отказала себе в удовольствии попутешествовать. В свободные от учёбы дни девушка ездила на автобусе в Берлин, Гамбург, Штуттгарт, Мюнхен, Констанц, Гайдельберг, Тюбинген. Несколько раз ей удалось побывать в странах, с которыми граничит Германия, — во Франции, Швейцарии и Австрии. И даже по пути домой Даша ухитрилась выкроить время и посетить столицу Венгрии Будапешт. Красивый город произвёл на тулячку неизгладимое впечатление.

— Учёба в Германии проходит очень увлекательно. И, необходимо отметить, дисциплина там на высоком уровне, — рассказывает девушка. — Практически все аудитории в университете оборудованы проекторами, которыми профессора часто пользуются. Они готовят объёмные презентации — как для лекций, так и для семинарских занятий. Презентации не только показываются на экране во время занятий. Их необходимо заранее найти на специальном учебном портале, доступ к которому имеется у студентов. Преподаватели ожидают от студентов, чтобы те заранее ознакомились с материалами, распечатали их на бумаге и принесли с собой на занятие, чтобы в процессе делать в них необходимые пометки. К сожалению, так делали не все студенты-иностранцы. Надо признать, что это расстраивало немецких профессоров. Я воочию убедилась, что немцы действительно очень организованные люди, как о них все и говорят. Опаздывать было нельзя, за это студентам часто делали замечания.

По словам Даши, занятия проходили очень интересно. Профессора всегда требовали от студентов обратной связи и были открыты для дискуссии. И даже если студенты по какой-то причине молчали, всегда пытались их разговорить и узнать их мнение. По наблюдению тулячки, немецкие преподаватели очень любят объединять студентов в группы и давать им коллективные задания.

Почти все занятия были ориентированы на получение практических навыков. В рамках двух курсов «Финансы» и «Логистика» студенты посетили финансовую биржу и логистическую компанию, чтобы увидеть, как это всё работает на практике.

— Семестр в немецком университете дал мне очень много, — делится Даша. — Прежде всего, я получила международный опыт учёбы, о котором так давно мечтала. Смогла не только освоить интереснейшие дисциплины на английском языке, но и подтянула свой немецкий. Я познакомилась с ребятами из разных стран мира — из Мексики, Колумбии, Иордании, Венгрии, Франции, Великобритании, Турции. Со многими из них мы стали настоящими друзьями. Думаю, что я заметно повзрослела за те четыре месяца, что провела в Германии. Самостоятельная жизнь в другой стране учит нас многому. Я советую всем студентам ТулГУ принять участие в конкурсе на получение стипендии от немецкого университета DHBW! Учёба там оставит яркий след в их студенческой жизни и подарит массу незабываемых впечатлений!

 

Фото студентов

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности