- 01.11.2018
- Татьяна Крикункова
Такая интересная биотехнология!
В дни школьных каникул в Туле проходит Осенняя образовательная смена «УмникУм – 2018» (естественнонаучные каникулы), организатором которой выступает Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся».
Между центром и Тульским государственным университетом заключён договор о сотрудничестве.
31 октября школьники 6-11 классов Тулы и области, занимающиеся в Детском технопарке естественнонаучной направленности — структурном подразделении центра, вместе со своим преподавателем, выпускницей кафедры «Биология» 2016 года Кариной Александровной Царегородцевой стали участниками интерактивного занятия в формате Workshop «Биотехнология — профессия будущего». Ребята побывали в Естественнонаучном институте, где для них была подготовлена насыщенная образовательная программа.
Заведующая кафедрой «Биотехнологии» Ольга Николаевна Понаморева рассказала гостям о биотехнологии — науке, которая находится на стыке естественных наук и технологий. Существует несколько направлений биотехнологии: медицинская, пищевая, генно-инженерная, классическая (промышленная), энергетическая, сельскохозяйственная, водная, биотехнологии окружающей среды, засушливых земель, биоремедиации и другие.
Настоящий биотехнолог должен хорошо понимать технологию, микробиологию, биохимию, физическую и аналитическую химию.
Занятие для школьников проводила доцент, представительница первого выпуска специальности «Биотехнологии» Елена Андреевна Ягольник.
— Биотехнология — самая модная и самая спорная наука — подчеркнула она. — Модная потому, что позволяет получить большой объём продуктов, а спорная, потому что у неё есть как сторонники, так и противники.
Ребята узнали, что само понятие «биотехнология» появилось в 1919 году. Означает оно все виды работ, при которых сырьевые продукты получаются с использованием живых организмов.
Методы биотехнологии подразделяются на микробиологические и цитологические, молекулярно-биологические и физико-химические.
История биотехнологии насчитывает несколько периодов. К древним биотехнологиям относятся пивоварение, хлебопечение и сыроделие. Открытие роли микроорганизмов в процессе брожения знаменует биотехнологический период. Затем следует генно-технический период, который продолжается и в наше время. С этим периодом связано развитие генной и клеточной инженерии.
Вместе с заведующей кафедрой «Биология» Еленой Михайловной Волковой ребята побывали в биологической лаборатории, где студенты с помощью микроскопов изучают внутреннее строение растений и животных, а также физиологические процессы, протекающие у растений.
Учащиеся посетили лабораторию биотехнологий и микробиологическую лабораторию. В первой у студентов проходят занятия по основам биотехнологии, биохимии и химическим основам жизни, во второй — по микробиологии, молекулярной биологии и введению в биотехнологию.
Елена Андреевна Ягольник провела для школьников мастер-класс «Спиртовое брожение», суть которого заключается в получении этилового спирта с помощью обычных хлебопекарных дрожжей. И ребята не просто наблюдали за процессом: они его проанализировали и провели качественные реакции.
— Экскурсия замечательная! У меня зашкаливают эмоции!— поделилась своим впечатлениями от знакомства с Естественнонаучным институтом десятиклассница Центра образования № 3 Юлия Курицина. — Было очень интересно! Нам всё показали и рассказали. Хочу стать врачом, так что эта информация мне обязательно пригодится в жизни.
— А мне особенно понравилось, что нам всё наглядно объяснили, — добавила десятиклассница Центра образования № 8 Дарья Федотова. — Поскольку я хочу связать свою жизнь с химией и биологией, то для меня такая экскурсия очень полезна.