- 19.12.2018
- Татьяна Крикункова
Сражались за свободу
Кинолекторий ТулГУ и Тульского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание», продолжает свою работу. 19 декабря студенты посмотрели и обсудили американский фильм 1943 года режиссёра Фрэнка Капры «Почему мы сражаемся. Битва за Россию».
— Поводом для просмотра стали нынешние российско-американские отношения, — прокомментировал перед началом работы кинолектория заведующий кафедрой истории государства и права Сергей Николаевич Ковалёв. — И эти отношения хуже, чем те, что были в годы холодной войны — в период противостояния СССР и США. А в годы Второй мировой войны американцы были солидарны с советским народом, они вместе с нами боролись против фашизма…
В ходе презентации Сергей Николаевич рассказал ребятам о том, что в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны никому бы не пришло в голову снимать фильм под названием «Почему мы сражаемся». Наш народ знал о военном лихолетье не понаслышке. В США об этом не знали, поскольку ещё с XIX века страна проводила политику изоляционизма. Чужие войны и чужие проблемы американцев не волновали. С 1823 года США декларировали политические принципы, основанные на доктрине Монро, — «Америка для американцев». Никто не должен вмешиваться в американские дела, и тогда американцы тоже никого не тронут!
7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор — гавань на Гавайском острове Оаху, большая часть которой и прилегающие к ней территории были заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США. Изоляционизму США пришёл конец. Вторая мировая война добралась и до Америки. Во время этой войны на США не упала ни одна бомба, американскую землю не топтали вражеские сапоги. Но простые американцы должны были знать, почему им нужно плыть за тысячи миль от родного дома, туда, где идут кровопролитные бои и где их могут убить.
Объяснить им это и должна была серия из семи пропагандистских фильмов Фрэнка Капры. То, что у него получилось, по праву считается эталоном военной пропаганды.
Первые три фильма повествовали о том, что предшествовало Второй мировой войне и о том, как она началась. Следующие фильмы рассказывали, как идёт война в разных странах. Основной посыл всех этих фильмов был прост для восприятия людей: есть мир свободы, и есть мир тирании. И сейчас идёт война миров. Фильм задавал каждому человеку вопрос: «А в каком мире хочешь жить ты?» Он заставлял задуматься о противостоянии добра и зла…
Пятым по счёту фильмом и стала «Битва за Россию».
— Если честно, этот фильм вызвал у меня культурный шок, — подчеркнул Сергей Николаевич. — В годы холодной войны американцы снимали фильмы, в которых наши соотечественники выступали агрессорами, захватчиками, шпионами. А вот в годы Второй мировой отношение к советским людям у американцев было совсем другим. Они воспринимали нашу страну частью мира свободы, не на жизнь, а на смерть сражавшуюся с фашизмом. Именно благодаря фильму американские зрители поняли, что СССР — это государство гордых и свободных людей…
В «Битве за Россию» используются отрывки из советских художественных кинокартин. Огромное впечатление на рядовых американцев производила сцена клятвы партизан из фильма «Секретарь райкома»: «Кровь за кровь! Смерть за смерть!» И всё это на фоне пламени, руин и виселиц.
На экраны фильм вышел 11 ноября 1943 года. Коренной перелом в войне против фашизма уже произошёл: Восточный фронт двигался на Запад, в самом разгаре была битва за Днепр. Фильм подробно рассказал о битве за Москву, о блокаде Ленинграда, Сталинградской битве. Советский народ, побеждающий самую сильную в мире армию, представал во всей силе своего героизма и патриотизма.
Именно из фильма американские зрители узнавали, что эта победа ковалась общими усилиями: на передовой, в партизанских отрядах, в тылу врага. Победу приближали все — от мала до велика.
— Кстати, в рассказе о битве за Москву были использованы фрагменты из документального фильма «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой», который стал первым иностранным фильмом, удостоенным Оскара, — сообщил студентам Сергей Николаевич. — Именно из него создатели «Битвы за Россию» взяли страшные сцены, снятые на освобождённой земле. Американцы увидели виселицы с заиндевевшими трупами, тела сожжённых детей, руины… И они поняли, почему и за что сражались советские люди!
— Кинолекторий — это очень хорошая идея! — поделилась своими впечатлениями первокурсница направления «Торговое дело» Елена Романенкова. — Фильмы, которые нам показывают, воспитывают в молодёжи чувство патриотизма, расширяют наш кругозор, прививают любовь к истории нашей страны.
— Я постоянный участник кинолектория, — рассказал второкурсник направления «Таможенное дело» Роман Окороков. — Благодаря этим фильмам мы лучше узнаём историю нашей Родины.