«Сириус» ждёт юные таланты

  • 22.03.2019
  • Татьяна Крикункова

«Сириус» ждёт юные таланты

 

22-го марта в Тульском государственном университете прошёл финал Регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», учредителем которого является Фонд «Талант и успех».

Основными задачами конкурса являются развитие интеллектуально-творческих способностей школьников, стимулирование их интереса к естественным наукам, технике и технологиям, выявление одарённых учащихся в области проектной и исследовательской деятельности, а также создание дополнительного механизма отбора школьников для участия в проектных программах Образовательного центра «Сириус» (Сочи).

— Министерство образования Тульской области сотрудничает с Образовательным центром «Сириус» с момента его основания, — прокомментировала консультант отдела развития дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования министерства образования Тульской области Людмила Юрьевна Логунова. — За этот период около 400 детей прошли в нём обучение. В 2016 году было подписано двухстороннее Соглашение о совместном проведении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», а в декабре 2018 года заключено четырёхсторонне соглашение между ТулГУ, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Образовательным Фондом «Талант и успех» (г. Сочи) и Министерством образования Тульской области о совместном проведении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Основными критериями оценивания проектных работ школьников являются целеполагание, анализ существующих решений и методов, методика работы, качество результата, самостоятельность и индивидуальный вклад в проект (в случае командного проекта).

Участие в финальном этапе Регионального конкурса приняли 37 школьников 8-10 классов из Тулы и области. Ребята представили очень интересные проекты, связанные с различными областями человеческой деятельности.

Восьмиклассник Степан Медведев и девятиклассник Никита Сабитов занимаются в Экологическом кружке при Ильинской общеобразовательной школе (село Ильинка-1 Новомосковского района) под руководством преподавателя химии, биологии и технологии Ирины Владимировны Козловой.

Степан представлял свой проект «Энергия водолюбивых растений». В основе проекта два электрода, контейнер с водолюбивыми растениями и бактерии, Для постоянной выработки энергии необходимы только вода, углекислый газ и солнце. При фотосинтезе солнечная энергия преобразуется через листья в органические вещества, которые затем выводятся растением через корни в окружающую их влажную почву. Электроды, погружённые в землю, захватывают электроны и производят электрический ток.

— Метод экологически безопасен, — подчеркнул Степан. — Можно, например, использовать обширные площади болот для производства энергии в промышленных масштабах.

Проект Никиты носит название «Энергия своими руками». Школьник изготовил ветрогенератор из стандартного кулера компьютера, моторчика от принтера, проводов и полипропиленовых труб.

— Для увеличения мощности можно использовать два варианта генераторов: от шуруповерта или автомобильный. Такой ветряк обеспечит автономное электроснабжение дачи с минимальным набором электрических приборов, — пояснил Никита. — В результате проделанной работы я пришёл к выводу, что внедрение ветрогенератора как источника альтернативной энергии оправдано.

— Ребят волнуют проблемы современной энергетики, — отметила Ирина Владимировна. — И в будущем они хотят найти себя в этой области.

Восьмиклассница из лицея города Новомосковска Анастасия Миленина свой проект назвала «Каштановая минирующая моль».

— Конский каштан обыкновенный подвергается воздействию минирующей моли, — пояснила конкурсантка. — Я придумала методы борьбы с этим вредителем. Один из самых эффективных способов — биологический. Нужно использовать естественных врагов моли — синиц, скворцов и воробьёв, а также насекомых, таких, как клопы и осы. А ещё можно использовать грибки. Наносить их на дерево должен человек. Что же касается птиц и насекомых, то необходимо сохранять их популяцию.

Кроме того, Настя предложила использовать феромоновые ловушки — специальные конструкции, в которых имеются пластинки, содержащие активное вещество. Феромон привлекает только моль. Для профилактики достаточно одной ловушки на 10 деревьях. А если дерево уже заражено, то на нём нужно установить две ловушки.

Проект десятиклассника школы № 13 им. С.В. Залётина (город Щёкино) Ильи Сергеенко «Стремиться ввысь суждено не каждому» связан с просветительской деятельностью.

— На примере биографии моего земляка, выпускника нашей школы Сергея Викторовича Залётина я рассказываю о том, как детская мечта о космосе может стать реальностью, — поделился Илья. — Рассказ я написал сам. В основу легли интервью, которые я брал у Сергея Викторовича, когда он приходил к нам в школу на творческие встречи. У нас в школе есть большой музей, часть экспозиции как раз и посвящена космонавту Залётину. Мне очень хочется, чтобы ребята интересовались космосом! Сначала я буду общаться с учениками нашей школы, расскажу им о жизни космонавта Залётина, а потом расширю круг общения — стану приглашать ребят из других школ к нам в музей.

Ученица 9 «В» класса Центра образования № 21 Полина Ефремова в ТулГУ пришла в сопровождении своей мамы и по совместительству преподавателя химии и географии Ольги Николаевны Ефремовой.

— Мой проект называется «История и перспектива изучения Арктики», — поведала Полина. — Арктику нужно более тщательно изучать, ведь это кладезь полезных ископаемых. Газ и нефть находятся в осадочном чехле континентального шельфа. Арктика представляет интерес и с точки зрения флоры и фауны. К тому же она всегда была и всегда будет стратегическим регионом России. Я проанализировала исторические периоды изучения Арктики и предлагаю более тщательно изучить дрейф льдов, гидрологический режим, состав вод Северного Ледовитого океана, чтобы лучше понимать, как меняется экологическая ситуация в связи с природными катаклизмами.

Ученик 9 «Е» класса Центра образования № 1 «Гуманитарно-математический лицей имени Героя России Д.Е Горшкова» (город Тула) Георгий Данилов под руководством учителя информатики Дениса Сергеевича Мареева разработал систему защиты от утечки газа.

Система включает в себя контроллер, датчик газа и автоматическую заслонку.

В квартире контроллер с датчиком газа устанавливается около плиты. Когда датчик газа зафиксирует высокую концентрацию газа в воздухе, автоматическая заслонка перекроет газ, а владелец квартиры получит SMS-уведомление на телефон.

Контроллер с автоматической заслонкой можно установить в подвале многоквартирного дома. При этом в каждую квартиру проводится датчик газа и динамик. Если в одной из квартир произойдёт утечка газа, автоматическая заслонка перекроет газ во всём доме. На телефоны газовой службы и жильцов дома придут сообщения. Газовая служба прибудет на место.

Восьмиклассник Центра Образования № 7 города Тулы Артём Паскевичан самостоятельно собрал светомузыкальную установку. Для этого ему потребовались плата, аккумулятор, сенсорный датчик, светодиодная лента, колонка для воспроизведения звука.

— Самое сложное было сделать корпус, я его изготовил из алюминия. А ещё написать программу. Я использовал язык С++, — сообщил Артём. — У нас в Туле появилась красивая набережная. Там есть лавочки, в которые можно было бы встроить эту установку, модуль бесконтактной оплаты и зарядки. Сиди на лавочке, отдыхай — и слушай музыку с визуальным сопровождением. Подключить музыку можно как аналоговым, так и Bluetooth-способом.

Ученика восьмого класса Центра образования № 9 города Новомосковска Тимофея Иванова на финале Регионального конкурса поддерживала мама Светлана Валерьевна.

Проект Тимофея называется «Путешествие в цифровой мир (конструирование на макетных платах)». Ученик использовал логические элементы «2И-НЕ», резисторы, светодиоды и кнопки.

— Макетные платы и логические элементы я заказывал через интернет, — поведал Тимофей. — С помощью моего изобретения можно изучать основы физики и информатики.

Десятиклассник Владислав Соловьёв, девятиклассница Полина Исаковская и восьмиклассник Иван Фёдоров из Центра образования № 2 города Венёва и их земляк, десятиклассник Центра образования № 1 Егор Айданеев занимаются в Космическом объединении «Рисксат».

Ребята представляли свой проект «Бурейский оползень».

— В декабре 2018 года в районе села Чекунда Верхнебуреинского района Хабаровского края произошёл оползень, — рассказал Влад. — Мы проводили его исследования с помощью данных дистанционного зондирования Земли. С помощью угла наклонения Солнца и длины тени мы рассчитали высоты сопок и насыпи на льду. Исследования продолжаются.

Десятиклассник школы № 71 города Тулы Дмитрий Журавлёв в третий раз принимает участие в конкурсе и уже два раза побывал в Образовательном центре «Сириус».

Под научным руководством преподавателя Детской образовательной организации «Кванториум» Константина Юрьевича Нечепуренко школьник создал новую модель летательного аппарата — орнитоптер.

— По манере полёта летательный аппарат напоминает птицу, он машет крыльями, — пояснил Дима. — Орнитоптер может использоваться учёными-орнитологами для изучения поведения птиц. Для этого нужно вмонтировать в его корпус камеру. И в военной области аппарат тоже может использоваться. Орнитоптер — довольно маленький объект, к тому же его трудно отличить от птицы. Хочется, чтобы моей разработкой заинтересовалось Конструкторское бюро приборостроения.

Оценивала проекты конкурсантов экспертная комиссия, в состав которой вошли преподаватели ТулГУ и ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

— Членом жюри подобных олимпиад и конкурсов я являюсь уже двадцать лет, — поделился кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и сервиса факультета технологии и бизнеса ТГПУ им. Л.Н. Толстого Владимир Михайлович Заёнчик. — И с каждым годом мы отмечаем рост технического творчества. Если раньше акцент больше делался на практических работах, много было декоративно-прикладных проектов, то сейчас отмечаем интерес школьников к истинно техническому творчеству — творческо-конструкторской, проектной и изобретательской деятельности. Это, кстати, востребовано во всём мире.

— Я тоже не впервые выступаю в качестве эксперта в подобного рода мероприятиях, — сказал кандидат технических наук, доцент, директор Института прикладной математики и компьютерных наук ТулГУ Алексей Алексеевич Сычугов. — Из года в год разработки школьников становятся более интересными с технической точки зрения. Радует, что ребята вовлечены в изобретательскую деятельность и творчество.

По итогам финального этапа Регионального конкурса Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» составляется рейтинг участников, который будет направлен в Экспертный совет Образовательного фонда «Таланты и успех».

2022 Тульский государственный университет. Политика конфиденциальности