- 08.07.2019
- Дмитрий Литвинов
Шаг в профессию: аккредитация врачей
В Тульском государственном университете проходит второй этап первичной аккредитации выпускников 2019 года специальности «Лечебное дело».
Аккредитация проводится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ и продиктована внедрением в лечебные учреждения и в учебный процесс новых технологий, ФГОС и профессиональных стандартов, унификацией требований к управлению качеством оказания медицинской помощи.
В целом, аккредитация специалиста представляет собой особую форму экзамена, включающую три этапа: тестирование, оценку практических навыков и решение ситуационных задач. Накануне 147 выпускников Медицинского института ТулГУ успешно преодолели этап тестирования и были допущены к проверке практических навыков в симуляционном центре.
Центр создан в 2017 году в Инновационно-технологическом центре ТулГУ и состоит из пяти станций: сердечно-лёгочная реанимация, экстренная медицинская помощь, неотложная медицинская помощь, физикальное обследование и диспансеризация. На каждой станции будущим врачам предлагается определённая задача, на решение которой отводится не более десяти минут. Оценку действий студентов проводят опытные специалисты.
— В данном случае обеспечивается полная взаимная независимость экспертов и участников экзаменов: ребята не видят нас, а мы не знаем их имён — только уникальные номера. То есть эксперты полностью беспристрастны, и не могут ни помочь, ни завалить участника процедуры аккредитации, — говорит заместитель председателя экзаменационной комиссии — заместитель главного врача Тульской областной клинической больницы № 2 им. Л.Н. Толстого по поликлинике Алла Николаевна Шишкова.
В работе комиссии врач участвует с 2017 года, когда профессиональная аккредитация стала обязательной для всех выпускников специальности «Лечебное дело». За это время процедура была отработана до мелочей, и у профессионалов вопросов она не вызывает.
— Все симуляторы — тренажёры и манекены — исправны, вся техника подключена, задачи сформулированы, вопросы подготовлены, — продолжает Алла Николаевна. — В принципе, у студента Медицинского института, который прилежно учился шесть лет, трудностей возникнуть не должно. Но как и при любом экзамене, ребята, конечно, волнуются, и это понятно. Здесь проверяются базовые навыками, которыми должен владеть любой доктор вне зависимости от специализации...
Прохождение станций происходит последовательно и беспрерывно, то есть зайдя на первый этап, студент проходит все пять, тратя на каждый не более десяти минут. Эксперты фиксируют точность и правильность выполнения действий в электронном протоколе.
«Войдя в кабинет, вы увидите, что человек лежит на полу. Ваша задача оказать ему помощь в рамках своих умений», — так сформулировано задание на этапе сердечно-лёгочной реанимации.
Затем существует чёткий алгоритм: Убедитесь в отсутствии опасности для себя и пострадавшего. Осторожно встряхнуть пострадавшего за плечи. Громко обратиться к нему: «Вам нужна помощь?». Ладонь одной руки положить на лоб пострадавшего. Подхватить нижнюю челюсть пострадавшего.
И так далее.
— От правильных действий и их последовательности зависит жизнь человека, и мы это понимаем, — говорит участница аккредитации Ксения Леонова. — Самый сложный этап, на мой взгляд, это оказание экстренной медицинской помощи, здесь самое большое количество манипуляций. Необходимо знать последовательность действий, которую я как раз сейчас и повторяю!..
Тяжело в учении — легко в бою, считает выпускница Медицинского института ТулГУ. Не раз ребятам уже приходилось отрабатывать навыки на манекене, и потому они уверены, что в реальной жизни точно справятся.
Будущий отоларинголог Каминат Ибрагимова говорит, что главное при оказании экстренной помощи — чёткость действий.
— Чтобы рука в самый ответственный момент не дрогнула, — улыбается девушка. — Нас этому учили шесть лет, и все мы понимаем меру ответственности врача. По сути дела, доктор всегда на работе, даже вне часов приёма или рабочей смены. Жизнь такова, что произойти может всё что угодно в любой момент времени. Мы должны быть к этому готовы!..
За общением со студентами мы вспомнили о том, как проходило их обучение, и в этот момент ребята немного расслабились. Кто-то рассказал об интересных случаях во время клинической практики, кто-то вспомнил о трудностях в освоении латыни.
— Когда поступала на первый курс, думала, что шесть лет — это так много, ведь большинство студентов учатся четыре года. И вот это время пролетело, и я почти что врач, — не верит сама себе Екатерина Медкова. — Хочу стать кардиологом, потому что сердце — главный орган человека, и так получается, что чаще всего именно его приходится спасать, чем мы сегодня и занимаемся здесь. Спасибо преподавателям Наталье Борисовне Киняшевой и Наталье Юрьевне Киркиной за то, что привили любовь к профессии и желание учиться, чтобы помогать людям!..