- 23.07.2019
13 дней на «Острове»
провела команда Тульского государственного университета. Образовательный интенсив для вузов проходил в Сколковском институте науки и технологии.
Он был организован Министерством науки и высшего образования, Агентством стратегических инициатив и Университетом Национальной технологической инициативы «20.35». В интенсиве участвовали более ста команд опорных, федеральных и национально-исследовательских университетов и научно-образовательных центров.
В команду ТулГУ вошли: проректор по учебно-воспитательной работе Эдуард Сергеевич Темнов, директор центра реализации проектов и научно-технических разработок Юрий Андреевич Чадаев, директор института прикладной математики и компьютерных наук Алексей Алексеевич Сычугов, его заместитель Елена Анатольевна Арефьева, председатель совета обучающихся Анна Логвинова, председатель профкома студентов Юлия Кузнецова и помощник директора института высокоточных систем им. В.П. Грязева Кира Чадаева.
Каждый из тринадцати дней на «Острове» был максимально насыщен: все участники полностью погрузились в образовательный процесс. Каждый шаг представителей команд контролировался загрузкой цифрового следа и искусственным интеллектом.
В 7.30 начинался спортивный трек, где можно было выбрать занятие по душе: бег, велосипеды, футбол, самостоятельная спортивная тренировка, ресурсные состояния. Одной из самых интересных была возможность пострелять из биатлонной винтовки на огневом рубеже из положения стоя и лёжа, как это делают настоящие спортсмены.
— С форматом интенсива (когда утром начали работу и до ночи она продолжается) я была знакома: по такому таймингу в нашем вузе проходят обучения студенческого актива «Учись быть первым» и «Команда лидеров», потому что самая продуктивная работа наступает только тогда, когда думать о чём-то не касающемся интенсива просто не хватает времени, — говорит Анна Логвинова. — Но наше обучение обычно длится четыре дня, а здесь — две недели! Мы просыпались, когда ещё не было семи утра, а засыпали после двух. Но организм ко всему привыкает, мы втянулись...
С 9 до 13 часов — занятия по тематикам. Для руководящего состава университета выбор лабораторий был доступен только во второй половине интенсива, в первой — они шли по треку Chief Data Officer (руководитель, ответственный за цифровую трансформацию), где прорабатывали модель управленческого проекта цифровой трансформации вуза.
Другие участники имели возможность выбора лаборатории посредством ставок виртуальной валюты на аукцион или могли поддаться выбору искусственного интеллекта. Направления лабораторий были самыми разными: от машинного обучения до работы с большими данными, от педагогического дизайна и сбора данных до промышленного интернета вещей, от виртуальной реальности до симулятора боевого космического корвета.
— В лаборатории виртуальной реальности (VR) мы тестировали прототип костюма Tesla Suit, разработанный одной из белорусских компаний, который к визуальной и аудио составляющей погружения в VR добавляет и осязательную, — рассказал Юрий Андреевич Чадаев. — Через костюм проходит гальванический элемент и он оснащён 36 датчиками, которые дают возможность человеку ощутить, например, падающие с неба в виртуальной реальности капли дождя...
В лабораторию симулятора космического корвета Ю.А. Чадаев попал благодаря выбору искусственного интеллекта. В команду корабля вошли представители разных вузов, а Юрий Андреевич стал её капитаном. Успешно! После прохождения этого симулятора оказалось, что команда заняла первое место по эффективности, взаимодействию и проактивности!
Время после обеда было посвящено мастер-классам.
— У меня была замечательный мастер-класс «Педагогический дизайн и сбор цифрового следа», — поведала Юлия Кузнецова. — Под чутким руководством наставника Андрея Комиссарова, который является руководителем направления «Развитие на основе данных» университета НТИ «20.35», я научилась работать в новых для себя платформах Mirro и Mind42, и уверена, что буду использовать их в дальнейшем. Ещё я узнала, как выстроить программу занятий так, чтобы можно было собрать цифровой след и построить грамотный компетентностный профиль, по которому намного удобнее отследить уровень знаний и навыков каждого человека, чем по пятибалльной системе, которая не отображает полноты картины...
Если человек не отмечался на мероприятии, не оставлял цифровой след и не попадал на фото, которые делали организаторы, ему начислялась красная карточка, но можно было заработать и зелёные карточки путём активности на мастер-классах и лабораториях. На основании этого формировался рейтинг вузов-участников интенсива.
— В начале интенсива, как и в любой человеко-машинной системе, тестируемой в реальном времени, произошёл небольшой сбой, в результате которого искусственный интеллект безжалостно начал раздавать красные карточки всем университетам. Но потом в ситуации разобрались, и участники продолжили своё интенсивное обучение, — улыбается А.А. Сычугов.
По итогам участия в интенсиве из 118 вузов команда ТулГУ заняла 29-е место по зелёным карточкам, по спорту — 15-е, по экспертности — первое. У команды вуза нет ни одной красной карточки. Проект цифровой трансформации, над которым трудилась команда, разработан и защищён на двух площадках. Подписано 17 договоров о сотрудничестве с вузами-участниками и 15 соглашений с Университетом НТИ «20.35».
Среднее время сна команды — 4 часов 49 минут (зафиксировано датчиками «Острова», среднее значение всех участников — 5 часов 44 минуты). Команда посетила 644 часа лабораторий и 308 часов мастер-классов, 294 часа работала над проектом, посетила 36 визионерских лекций и 128 часов спортивных мероприятий.
— Команда университета хорошо показала себя на острове и получила, на мой взгляд, достойный результат, — подытожил проректор по учебно-воспитательной работе Э.С. Темнов. — Особенно хочу отметить модераторов проектной работы, с их методологической помощью удалось в достаточно короткий срок сформировать проект трансформации университета с учетом региональной специфики и продолжения концепции опорной образовательной организации высшего образования нашей области.