- 30.04.2020
- Татьяна Крикункова
Политехнический характер опорного вуза
В 20-30 годы прошлого столетия стремительный рост промышленности и начавшаяся реконструкция всех отраслей народного хозяйства резко усилили нехватку инженерно-технических работников.
Назрела необходимость в создании высшего технического учебного заведения в Туле. Рабочие заводов выразили свои пожелания об этом в наказе избирателей новому составу Тульского городского совета рабочих депутатов.
Майский пленум Тульского губернского комитета партии 1929 года, обсуждая пятилетний план хозяйственно-культурного строительства губернии, поручил бюро губернского комитета ВКП(б) проработать вопрос об организации технического вуза в Туле.
5 июня 1929 года секретариат губернского комитета партии высказался за создание института с тремя факультетами — механическим, химическим, горным — и обратился в оргбюро ЦК ВКП(б) по Московской областной партийной организации с просьбой в кратчайшие сроки решить этот вопрос.
В Туле имелись предпосылки для создания технического вуза, и главная из них — высокоразвитые машиностроение и металлообработка. Многочисленное рабочее население города позволяло комплектовать из числа интересующихся техникой рабочих необходимые контингенты студентов. На тульских заводах имелись опытные, высококвалифицированные инженеры, способные вести преподавательскую работу в институте. Крупные предприятия города могли стать неплохой базой для учебно-производственной практики будущих специалистов.
В июле 1929 года делегация тульских рабочих в составе пяти человек, среди которых было трое оружейников С. Зубов, П. Пахарьков и А. Хрусталёв, прибыла в Наркомпрос РСФСР для решения вопроса об открытии в Туле института и встретилась с наркомом А.В. Луначарским. Тот туляков поддержал.
Однако путь к поставленной цели оказался тернистым. Работу сдерживали ограниченность средств, недостаток научно-педагогических кадров и учебно-лабораторного оборудования.
Наркомпрос не дал согласия на открытие механического факультета, ошибочно полагая, что в стране нет дефицита специалистов для машиностроительной промышленности. К тому же страна встала на путь формирования отраслевой системы высшего образования, интегрирующей высшие учебные заведения с производством. Но тульские власти справедливо считали, что без механического факультета втуз не удовлетворит потребности региональной промышленности в кадрах.
Возникла проблема и с первым набором студентов. Она была обусловлена малым количеством молодых людей, окончивших среднюю школу, и необходимостью соблюдения классового принципа.
Основным резервом молодёжи для втуза стали вечерний и дневной рабфаки, а также подготовительные курсы.
14 ноября 1929 года секретариат Президиума горсовета рассмотрел предложения горкоммунхоза об отводе земельного участка под строительство института. В постановлении было записано: «Отвести 15 гектаров за Толстовской заставой, на правой стороне, с возможным расширением его в дальнейшем».
К этому времени создание вуза зависело уже не от Наркомата просвещения РСФСР, а от Высшего Совета народного хозяйства СССР (ВСНХ) и Главвтуза.
13 ноября 1929 года Президиум ВСНХ СССР рассмотрел вопрос об организации втуза в городе и не только поддержал просьбу тульских властей о создании механического факультета, но и посчитал, что этот факультет должен стать основой будущего института.
20 января 1930 года окружной исполком назначил организатором втуза В.Г. Щепетева, освободив его от обязанностей помощника окружного прокурора.
Администрация города передала вузу во временное пользование здания 2-й образцовой средней школы по улице Менделеевской, 7 (ныне корпус ТГПУ им. Л.Н. Толстого) и Дома работников просвещения по улице Пирогова, 20. Под лаборатории выделялось здание бывшей Никитинской церкви на углу улиц Менделеевской и Свердлова (Староникитская). Были проведены ремонт и оснащение оборудованием.
Но основные проблемы, и в первую очередь вопрос финансирования института, оставались нерешёнными.
Большую заинтересованность в создании втуза в Туле проявили Наркомвоенмор К.Е. Ворошилов и председатель Госплана СССР Г.М. Кржижановский, на заседании у которого присутствовала тульская делегация. Г.М. Кржижановский поддержал предложение о том, что для создания тульского втуза необходимо использовать часть средств резервного фонда правительства. Центральными органами было принято решение об отпуске 300 тысяч рублей. Однако, резервный фонд правительства для этих целей оказался недостаточным.
16 марта 1930 года председатель Тульского окружкома С.И. Степанов и организатор втуза В.Г. Щепетев направили в Главвтуз ВСНХ СССР отношение с просьбой об ускорении окончательного решения вопроса о выделении средств. Туляки продолжали настаивать на политехническом характере института.
30 апреля 1930 года Совет Труда и Обороны решил вопрос о финансировании вузов и техникумов. На организацию и строительство института в Туле было ассигновано 300 тысяч рублей.
12 мая коллегия Главпромкадра высказалась за создание в Туле химического института и института молочного хозяйства на базе Богородицкого сельскохозяйственного техникума. Но так как в 1929-30 гг. в Туле было открыто шесть техникумов, которые также требовали финансирования, площадей, оборудования, преподавателей, было принято решение временно отказаться от создания еще трех институтов (в том числе горного).
Окончательно вопрос о профиле института был решён 28 июня 1930 года, когда Главпромкадр ВСНХ СССР издал приказ № 109, второй пункт которого гласил: «Тульскому втузу, организуемому на основании постановления СТО (Совета Труда и Обороны) от 30.04.1930 года, присвоить название «Тульский механический институт». Институт создавался в системе механико-машиностроительного учебного комбината, куда также входили высшие технические курсы, дневной и вечерний механические техникумы.
Позднее еще одним постановлением Главпромкадра устанавливались четыре специальности: «Холодная обработка металлов», «Горячая обработка металлов», «Инструментальное производство» и «Станкостроение».
В июне развернулись ремонтно-строительные работы в зданиях, предназначенных для втуза. Здесь оборудовались аудитории, кабинеты физики, химии, черчения, общежитие студентов на 100 человек. Помощь оказывали предприятия города, в первую очередь Тульский оружейный завод.
11 июня в газете «Коммунар», 18 июня в «Известиях» было опубликовано объявление оргкомиссии о конкурсе на замещение вакантных должностей заведующих кафедрами. 1 июля в газете «Коммунар» появилось объявление «вербовочной» комиссии о приёме заявлений на первый курс Тульского механического института.
Постановлением Коллегии Главпромкадра определялся контингент студентов всех трёх курсов (институт создавался с трехлетним сроком обучения) в количестве 1000 человек. На первый курс следовало набрать 240 человек: на специальность «Инструментальное производство» — 80, на «Холодную обработку металлов» и «Станкостроение» — по 60, а на «Горячую обработку металлов» — 40.
На предприятиях Тулы развернулась разъяснительная работа по привлечению рабочей молодёжи в механический институт. Постановление секретариата окружкома ВКП(б) от 20 июня 1930 года предписывало принять на обучение 80% рабочих.
На 5 сентября 1930 года на 240 мест в институт было подано 370 заявлений.
В итоге на первый курс было зачислено 254 студента. Рабочие и крестьяне составляли 79%, женщины 21%. 6 из 254 не имели стажа работы на предприятиях. Средний возраст принятых — 28 лет. Юноши и девушки до 20 лет составляли лишь около четверти набора.
Институт не удалось открыть 1 сентября 1930 года. В Туле не было высших учебных заведений, способных обеспечить новый вуз преподавателями. Пришлось обратиться в Главпромкадр ВСНХ СССР, а также в московские институты, в том числе Высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана и Московский станкостроительный институт.
Были привлечены московские преподаватели-профессоры: В.И. Живаго (заведующий кафедрой начертательной геометрии), И.В. Станкевич (заведующий кафедрой физики), Л.Б. Соколов (заведующий кафедрой металловедения), Ф.К. Герке (заведующий кафедрой химии), В.Н. Депутатов (заведующий кафедрой высшей математики), С.П. Фиников (один из создателей современной проектно-дифференциальной геометрии). Кроме того, были приглашены преподаватели техникумов и рабфаков, а также инженеры с тульских заводов. Всего около 30 человек, среди которых были Д.В. Богородицкий, М.Н. Ижевский, А.Д. Щербаков, А.А. Чернов, А.И. Чистяков, В.А. Протасов, С.Н. Назаревский, А.К. Купффер, Э.М. Лава, Д.Р. Тяпкин и А.М. Барташевич.
Первое занятие — лекция по химии профессора Герке — состоялось 1 октября 1930 года в здании на улице Пирогова.
Первые годы ТМИ были очень тяжёлыми: не хватало жилья, учебных мест, лабораторий, мебели, оборудования, освещения, учебников. Развитие вуза тормозили классовый принцип формирования студенческого и преподавательского коллективов, «бригадный» метод обучения, отсутствие преемственности между дореволюционной и советской школами. Но институт мужественно преодолевал все трудности, возникавшие на пути его становления.
В 1931 году были организованы кафедры «Детали машин», «Подъёмно-транспортные устройства», «Сопротивление материалов», «Режущий инструмент», «Теплотехника и гидравлика», «Холодная обработка металлов», «Станки».
В 1932 году в институте открылось вечернее отделение.
В 1933 году Тульский механический институт вышел из состава учебного комбината. Последний был упразднен. У вуза осталось только здание бывшей церкви на Менделеевской, и ему пришлось переехать в помещения рабфака.
В том же году многие московские профессора покинули институт. Наркомат тяжёлой промышленности направил в Тулу новых преподавателей: В.Т. Ростова, С.А. Чунихина, В.П. Филатова. По приглашению дирекции института в Тулу приехали А.И. Шиманов, И.Г. Пономарев, А.И. Лампси, Г.А. Карганов, Г.М. Лящук. А с предприятий пришли специалисты М.А. Мамонтов, Н.П. Коровин, П.К. Кобылин, В.Ф. Прейс, С.С. Петрухин, И.И. Мироненко, И.С. Дзюба.
В 1933 году на посту директора В.Г. Щепетева сменил С.М. Белов, который возглавлял вуз до 1935 года.
Защиты дипломных работ первых студентов начались 16 декабря 1934 года и продолжались вплоть до начала нового учебного года в 1935 году. Многие тульские периодические издания, в том числе и газета «За трудовые кадры» Тульского механического института, публиковали на своих страницах информацию о ходе защит.
Всего защищалось около 170 выпускников. Из них 14 отличников: Б.А. Барташевич, А.Б. Кондратьев, А.А. Котов, A.Б. Набелкин, Н.К. Остроумов, М.И. Пастухов, B.Н. Полюбин, И.П. Ренне, К.Н. Руднев, В.Н. Скворцов, Ю.С. Тихомирова, А.А. Троненков, В.И. Чуканов, Л.Б. Шейнин.
Одни из выпускников остались работать в институте, другие выбрали путь производственников.
В.И. Сорокин был сначала главным инженером, затем директором ряда машиностроительных заводов, а потом главным специалистом Госплана СССР. К.Н. Руднев вырос до организатора отечественной космонавтики. Н.К. Остроумов стал директором НИИ в Ижевске, А.А. Томилин — директором Тульского оружейного завода, М.С. Завражнов и Н.Н. Никитин — директорами машиностроительных заводов. А.П. Аристов, Н.А. Богданов, С.А. Бунин, Ф.П. Герасимов впоследствии занимали посты заместителей министров СССР. М.Н. Королев, В.Н. Рогожин, И.М. Михалев и В.В. Фомичев были удостоены звания Героя Социалистического Труда, а И.Ф. Белобородов — дважды.
К 1935 году в институте уже работали 15 кафедр и научные кружки при них, а также факультативные курсы.
В год выполнялось около 30 исследований прикладного характера по заказам промышленных предприятий (А.И. Лампси, В.Ф. Прейс, И.Г. Пономарев). Появились первые работы из области фундаментальных наук, например, монография «Теория поверхностей» профессора С.П. Финикова, научный труд заведующего кафедрой высшей математики С.А. Чунихина.
С 1935 по 1939 год директором ТМИ был П.С. Коваленко.
Напряжённая международная обстановка привела к изменению профиля института. В 1936 году вуз перешёл в ведение Наркомата оборонной промышленности. Были организованы механический и специальный факультеты, открыта оружейно-пулемётная специальность, созданы кафедры автоматических машин и патронно-гильзового производства.
Наркомат вооружения СССР определил ряд направлений научных исследований военного характера. М.А. Мамонтов разрабатывал теорию и расчёт газоотводных устройств дульного типа, а В.Ф. Прейс — средства автоматизации патронно-гильзового производства, А.Ф. Тарновский проводил экспериментальные исследования рабочего процесса пороховых ракет, С.А. Рогозин совершенствовал производство стрелкового оружия.
Укрепилась материальная база института.
На конкурсной основе привлекались из других городов многие высококвалифицированные специалисты: профессор Ф.Г. Трубин, кандидаты физико-математических и технических наук А.А. Окороков, А.К. Павленко, В.Д. Рожковский, В.Ф. Юськович. А также туляки-специалисты из образования и промышленности: А.Н. Баранов, А.И. Гейликман, А.Д. Глебов, Н.А. Минский, С.С. Петрухин, В.Ф. Прейс, С.А. Рогозин, С.А. Тихомиров.
Претерпела изменения и специализация института. В 1937 году специальность «Горячая обработка металлов» была закрыта, взамен были введены две машиностроительные специальности. В том же 1937-м были образованы первые два факультета ТМИ — механический и машиностроительный.
Специальности «Холодная обработка металлов» и «Инструментальное производство» были объединены в одну под названием «Станки, инструменты, технология машиностроения». В это же время была образована кафедра «Технология машиностроения». Многие студенты были переведены с «Холодной обработки металлов» на машиностроительные специальности.
Во второй половине 30-х годов началось строительство зданий Тульского механического института. В 1934 году были построены первый учебный корпус (сейчас 4-й корпус) и общежитие (ныне недействующий корпус Института международного образования), в июле 1938 года заложен второй учебный корпус, а в конце 1938 года — общежитие института (нынешний третий учебный корпус).
Во втором пятилетии своего существования институт довёл приём студентов до 300-350 человек ежегодно.
С 1939 по 1943 год институтом руководил П.В. Пудовеев.
В конце 30-х годов некоторые преподаватели получили степень кандидатов технических наук. Самым первым в истории института стал М.А. Мамонтов, защитивший кандидатскую диссертацию в 1939 году.
Несмотря на то, что из-за развития отраслевой системы высшего образования научная деятельность отошла на второй план, все же делались попытки создания новых методов и технологий, носящих преимущественно не фундаментальный, а прикладной характер. В 1940 году институт выполнил 24 научно-исследовательские работы по госбюджетной тематике, в которых принимали участие около 10 кафедр. Многие исследовательские проекты переросли потом в диссертации ряда преподавателей института.
В 1940 году доцент А.И. Лампси и инженер В.Н. Полюбин получили свидетельство на изобретение машины для испытания на ударную усталость стали.
Дирекция института стала заключать хозяйственные договоры с тульскими заводами на выполнение различных производственных работ. По заказам заводов институтские лаборатории занимались испытанием материалов и конструкций.
Разработка и апробация ряда научно-теоретических и прикладных работ создали предпосылки для проведения научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава. Первая состоялась в 1939 году. Вторая в 1940-м, на ней выступили А.И. Лампси, М.А. Мамонтов, И.Г. Пономарев. По результатам конференции в 1941 годы был выпущен сборник «Труды Тульского механического института». Статьи преподавателей были также опубликованы в журналах «Оргинформация», «Новости техники», «Фронт науки и техники».
О повышении научного уровня в Тульском механическом институте свидетельствовало издание собственных учебных пособий по векторной алгебре, аналитической геометрии, начертательной геометрии и другим предметам. До 1941 года планировалось выпустить около 16 учебников и пособий. Руководил этой работой первый заместитель директора по научной и учебной работе А.И. Лампси.
Накопленный опыт в сфере управления позволил выпустить приказ № 31 по институту от 7 февраля 1940 года, который разграничивал сферы деятельности и обязанности директора, его заместителя, начальника учебной части, деканов и заведующих кафедрами.
Осенью 1940 года вуз отметил своё десятилетие. К этому времени около 700 выпускников получили диплом Тульского механического института.
В адрес ТМИ поступило огромное количество телеграмм и благодарственных писем, в которых представители различных учреждений и производств выражали ему своё уважение. Ярким доказательством успешности первых десяти лет деятельности института были его выпускники, ставшие серьёзными управленцами и производственниками.
Наращивал вуз обороты и по приёму студентов. К концу второго пятилетия в ТМИ поступало уже 1000 человек ежегодно.
22 июня 1941 года, в самый разгар экзаменационной сессии, началась Великая Отечественная война...
Кузница инженерных кадров. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. — 328 с.
Использованы фотоматериалы сайта tulainpast.ru